Восемь месяцев под пальмами Пхукета и Бали

Павлодарка шесть лет мечтала перезимовать в тёплых странах, и судьба подарила ей два месяца в Таиланде и шесть месяцев в Индонезии, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
– Сначала самолетом Павлодар – Алматы, Алматы – Пхукет. Улетели без плана, просто хотелось в лето, к морю. Мы работаем онлайн, и поэтому есть возможность делать это из любой точки мира, – говорит Анна Мереха. – Когда ты летишь не пакетным туром, тебе нужно самому найти жильё. Мы нашли кондотель – номер, в котором есть и кухня, и стиральная машина, и другие бытовые удобства, за 160 тысяч тенге в месяц. За электричество платишь отдельно. Плюс мы еще арендовали байк – 80 тысяч тенге.
У напарника Ани были водительские права международного образца. Он заказал их накануне отлета в Алматы на основе казахстанских прав. Стоимость – 50 тысяч тенге.
– Что делать в Таиланде? Купаться и наедаться фруктами – это базовый отдых. Но для такого социального человека, как я, этого мало: хочется общения, творчества. Я начала искать коммуникации в Telegram через чаты «музыка», «музыканты Таиланд» и нашла гитаристов. Они раз в неделю собираются на Кароне, поют у моря до ночи, иногда до утра. Нам туда было ехать полтора часа на байке, – вспоминает собеседница. – В популярных районах Ката, Карон – как в Сочи: много туристов, многие тайцы там говорят по-русски, языкового барьера почти нет. В более удалённых местах, например, район Майкао недалеко от аэропорта, все более аутентичное, здесь спокойнее, меньше туристов и больше ощущение настоящего Таиланда. В целом тайцы дружелюбны, хорошо принимают иностранцев. Все подстроено под приезжих, и даже если не знаешь языка, помогут, объяснят, используют переводчики. Передвигаться проще и удобнее на байке.
Остров Пхукет только кажется большим, на мопеде от одного конца до другого 2-3 часа. Для примера: путь через Павлодарскую область займет примерно десять часов на машине. Дороги хорошие, но тротуаров почти нет. Самая красота – храмы, с узорами, росписями, золотом. Можно любоваться бесконечно, особенно на закате и рассвете. Собаки и кошки встречаются редко, зато всякой другой живности полно.
С обезьянами надо быть осторожными – могут напасть, особенно если у вас с собой еда. Общественная безопасность высокая – вещи можно оставить и потом найти на том же месте. Местные не воруют, туристы – другое дело, но в целом спокойно и безопасно.
Из-за повышенной влажности техника быстро выходит из строя – у Анны сгорели пауэрбанк, айфон, потом айпад. Влага везде, поэтому надо защищать гаджеты.
Анна подчеркивает важный момент: в Таиланде обязательно нужно брать мотоцикл со страховкой. Она попадала в аварию дважды. Один раз несерьёзно, а второй – с травмой, «скорой», больницей.
– Мы ехали вечером, в дождь, не быстро – километров 50. На краю дороги было что-то строительное – песок, месиво. Байк повело, и я упала – сильно, на спину. Встать не могла, мешала резкая боль. Подбежали тайцы, оттащили, помогли. Они вообще невероятно добрые. Я потеряла сознание и очнулась уже в «скорой», в которой мне вкололи обезболивающее, сделали рентген. Всё это стоило немалых денег – за обследование нужно было отдать нашими 100 с лишним тысяч тенге. Туристам дорого всё.
Потом медработники стали выяснять, что у павлодарцев со страховкой, потому что надо ехать в другой госпиталь, к более компетентным врачам. И началась переписка.
– Мой напарник пять часов (!) вел переговоры со казахстанскими страховщиками по e-mail, чтобы нас перевезли. Сначала страховая дала добро, но потом начала выкручиваться. Сказали, что мы нарушили процедуру – надо было сначала не «скорую» вызывать, а им написать. Ты без сознания, а напарник должен вначале письмо отправить, а уже потом помощь вызывать. Но страховая компания уперлась – случай не страховой. С горем пополам нас все таки перевезли во второй госпиталь. Я пролежала там всю ночь, ждали врача до утра. Врач пришел, и нас снова спросили про страховку. Мы все им объяснили, тогда врач спросил: «А байк у вас застрахован?». Мы вспомнили – да, при аренде доплачивали за местную страховку. Нашли документы. Медики связались с фирмой, а они тотчас уточнили у врача, были ли мы пьяные. Им ответили «Нет». Тогда они сказали: «Окей, мы всё покроем». Если бы нас положили без страховки – это стоило бы 700 тысяч тенге в день! Так что всегда оформляйте страховку на байк на месте, иначе можете просто не получить помощь.
На вопрос, как в Азии с продуктами для европейца, Аня отвечает: сложно.
– Я вегетарианка, мясо, рыбу, яйца не ем, но и с молочной продукцией там беда. В обычных магазинах её почти нет, только в крупных супермаркетах. В Seven Eleven – в основном фастфуд и куча некалорийных снеков. Хлеба, как у нас, нет – только белая пустая булка, и вообще, хлеб заменяет рис, которого там невероятное количество видов и объема. Гречка, сметана, вкусный чай – не найдешь. Поэтому гречку и чай лучше брать с собой.
Второй частью путешествия стал индонезийский остров Бали.
– Перелёт обошёлся дёшево – около 50 тысяч тенге. Мы заранее арендовали комнату на месяц, подкупило, что она находилась при йога-центре. Меня сразу привлёк вайб – казалось, можно будет и пожить, и в практиках участвовать, – рассказывает Анна. – По прилёту снова арендовали байк, но на сей раз лёгкий, неспешный, после прошлых аварий гонять не хотелось. Жить предполагалось в отдалённой горной части острова, до океана около часа.
Приехали вечером – адрес верный, а место оказалось заброшенным. Внутри никого, грязь, плесень, запущенный аквариум, две собаки. Из людей – только американец, который там просто тренируется и рыбок подкармливает. Йога-центр, по сути, не работает. Деньги уже переведены.
– Снова началась долгая переписка, теперь уже с Booking. Но так как мы приехали позже 15:00, они сначала не хотели возвращать деньги. Пришлось всё документировать на фото и видео. Хозяин оказался в Америке, на связь не выходил. В итоге Booking пообещал вернуть деньги в течение 10 дней. На время нашли другое жильё – только на 4 дня, потому что был пик сезона: декабрь-январь, Новый год. Всё занято. Но это ещё и сезон дождей. Очень сочувствую тем, кто прилетел на Бали всего на 10 дней и застал только дожди, это уже деньги на ветер.
В сезон дождей на Бали по природным местам не походишь – скользко и грязно. Зато архитектура потрясающая: балийцы – невероятно талантливые мастера. Они создают красоту из дерева, камня, стекла, и всё вокруг – как экспозиция: статуэтки, скульптуры, из веток собирают фигуры, оформляют сады. Умельцы во всём – ландшафтный дизайн можно им смело доверить.
– На острове царит особая атмосфера, религиозная, гармоничная. У балийцев своя уникальная вера – смесь буддизма и индуизма, они живут по фазам Луны. Месяц у них соответствует фазам спутника Земли – 28 дней. Каждое новолуние и полнолуние – празднуется. Каждый день совершают ритуалы, делают подношения духам: у каждого дома по несколько алтарей, благовония, фрукты, рис – всё с уважением и спокойствием, – вспоминает путешественница. – А вот праздники у них шумные, с шествиями, музыкой, барабанами и колокольчиками. Иногда кажется – хаос, особенно если жить рядом с храмом: звуки проникают в дом, как будто рядом стадион. Поэтому многие стараются выбирать жильё подальше от храмов и строек.
Влажность выше, чем в Таиланде, всё поросло мхом, и это придаёт особую атмосферу. На улицах русские, украинцы, китайцы, американцы. Люди тянутся друг к другу, создавая уютное мультикультурное сообщество.
– Честно скажу, в отличие от дружелюбного Таиланда на Бали чувствуешь себя незащищённо в правовом плане, особенно по туристической визе. Она действует два месяца, потом нужен визаран – короткий выезд, например, в Куала-Лумпур, и возвращение. Так живут многие зимовщики: делают пару визаранов, не оформляя дорогую долгосрочную визу KITAS, которая стоит несколько миллионов тенге и подходит только экспатам. По туристической визе нельзя зарабатывать, даже спеть в микрофон – уже нарушение. Если заснимут и скинут видео властям, можно угодить в тюрьму, потом у родственников станут вымогать выкуп, а человека все равно депортируют.
Юридически турист – никто. В конфликте с местным виноват будет иностранец, даже если прав. Полиция прикроет своего, а турист ещё и заплатит. Поэтому важно избегать конфликтов, быть аккуратным, дружелюбным, не выделяться.
– Даже в горы просто так не пойдёшь, только с гидом. Попробуешь сам – могут остановить, вымогать деньги, а то и депортировать. Правило то же: местный всегда прав, – разводит руками девушка. – Местные – очень доброжелательные, если не нарушать их границы. Они любят свой остров и к туристам относятся хорошо, если те уважают порядок. Купить землю невозможно – только аренда на 30-40 лет. Но арендодатели вежливые, услужливые, помогают с бытом. Главное – соблюдать осторожность и не лезть в политику.
Местные на Бали одеваются просто – футболки, штанишки, почти по-европейски. Но на праздниках – в традиционной одежде: мужчины – палантин на бёдрах и белая повязка на голове (положение узелка отражает их духовное состояние), женщины – в юбках, кружевных кофтах, с цветами в волосах.
– А вот с едой разнообразно: множество кафе и ресторанов с разной кухней, в том числе русской и украинской – борщ, сырники, пельмени, вареники, окрошка. Молочная продукция есть, но дорогая, в основном от наших же соотечественников, – замечает Анна. – Привычные нам продукты дорогие. Например, две свёклы – тысяча тенге, маленький чёрный хлеб – две тысячи. Манго – очень дёшево, фрукты вкусные, но овощи не очень: огурцы переросшие, помидоры не те. Спустя время очень начала тосковать по родной еде, по семечкам, сметане, привычным приправам, а через полгода меня охватила гастрономическая ностальгия.
Что же хорошего на Бали?
– Бесконечная красота, которая перекрывает все минусы. Каждый день как картинка с выкрученной на максимум насыщенностью: зелень яркая, ландшафтный дизайн сказочный. После сезона дождей климат ровный, 27-30 градусов. Но влажность высокая, особенно в верхней части острова, так что если жить долго, без осушителя воздуха не обойтись. И все же главный плюс – природа. Чтобы прочувствовать Бали, надо брать байк, ездить по острову, на соседние. Много пляжей: с чёрным песком, белым, жёлтым, серым. Сёрфинг дешёвый, есть дайвинг, водопады, вулканы. Энергия на острове особенная. Там всё способствует внутренней трансформации. Чангу – район стильных, тусовочных. Убуд – творческий, духовный, с медитациями. Люди свободные, открытые, как дети.
Девушка прошла на острове интересную практику: тёмный ретрит. Это когда ты на неделю уходишь в полную темноту – без телефона, без внешнего мира. Есть специально оборудованные домики: без окон, с входом через подвал, чтобы ни один луч света не проник. Есть вентиляция, всё продумано. Живёшь одна, в тишине и темноте, одна на один с собой. Три раза в день тебе приносят свежевыжатые соки, раз в день – лёгкую еду, типа смузи или крем-супа. Всё – через специальное окошко.
– Я называю это чистить кэш. Просто быть с собой. И, конечно, самый сильный момент – это когда ты выходишь. Контраст потрясающий: как будто родилась заново, только осознанно. Сенсорика обостряется невероятно. Ты слышишь, как дышит природа, как шелестят листья, как пульсирует земля. И когда солнце касается кожи – это вызывает слёзы. Просто от вида неба, зелени – всё кажется невероятно красивым.
И всё же, несмотря на вайб, эстетику и внутренние открытия началась сильная тяга домой.
– Все прекрасные балийские тусовки наполнили меня уверенностью в себе как в творческой личности. Я впитала то, чего не хватало дома, – открытость, проявленность людей, энергию. Но с середины апреля начался отъезд зимовщиков, активность пошла на спад, и Бали стал обыденным. Хоть я и благодарила каждый день, в конце апреля-мае стало эмоционально тяжело. Захотелось домой, к дочери, маме, друзьям. Мы купили билеты на конец мая, но я считала дни, – вспоминает девушка. – На фоне этого упал иммунитет, и тут меня укусил комар. Я подхватила тропическую лихорадку. Это был ад: высокая температура, все признаки пищевого отравления, сильнейшие головные боли, невозможность открыть глаза. Лежать в больнице стоило миллион тенге в сутки, а укус – не страховой случай. Мне стало реально страшно. На восьмой день болезни мы поменяли билеты, доплатили и полетели домой.
Перелёт был тяжёлый: с Бали через Куала-Лумпур в Алматы, с пересадками, долгими ожиданиями и в состоянии болезни. Но как только она приземлилась в Казахстане – полегчало.
– Родной язык, казахский вайб, апашки, охранники – всё родное, тёплое. Уже в Алматы температура перестала подниматься, а в Павлодаре и вовсе всё прошло. На десятый день симптомы исчезли, – радостно улыбается Аня. – Я была счастлива вернуться. Неделя прошла в гастрономическом восторге: ела всё – семечки, соленья, борщ, сметану, гречку. Наслаждалась каждой крошкой родной еды.
Вернувшись домой, Анна поняла главное: путешествия раскрывают глаза, но по-настоящему наполняют они тогда, когда дают возможность заново полюбить то, что у тебя уже есть. И теперь она знает – тепло, особенно душевное, можно найти не только под пальмами, но и в родном Павлодаре.