История одного памятника: Павлодарский танк победы

История одного памятника: Павлодарский танк победы
Фото: Константина Шелкова

35 лет назад - в канун 42-й годовщины Великой Победы, в Павлодаре открыли новый памятник – танк Т34-85, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz

Легендарную машину установили в память о павлодарских танкистах, Героях Советского Союза Иване Кривенко, генерал-майоре танковых войск Кузьме Семенченко и тружениках тыла, собравших за годы войны более 43 миллионов рублей на выпуск танков.

Как рассказал бывший директор павлодарского музея Воинской славы Рустам Тыштыков, танк нашли, привезли и воздвигли по инициативе тогдашней молодежи – комсомольцев управлений «Нефтехиммонтаж» и «Павлодарпромстрой» главным организатором выступил Виктор Деймунд, который ныне возглавляет общественное объединение «Союз Чернобыль».

- Стремление увековечить память горожан, внесших свой вклад в общую победу, поддержало руководство области и города. Позже постамент украсили табличкой «В память о боевых и трудовых подвигах павлодарцев в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».

Боевая машина, пахнущая прогретым металлом и дизельным топливом, сразу стала предметом вечного восторга детей. Как же танк и не потрогать, не залезть на него – немыслимо. Особо смелые нашли способ попасть внутрь.

Один за другим дети проползали под днищем и проникали в машину через подмоторный люк квадратной формы. Для освещения внутреннего пространства приносили с собой сухое горючее. В конце концов взрослые подперли люк бетонным конусом, и паломничество прекратилось.

Танк доставили из войсковой части №75484 Средне-Азиатского военного округа, город Семипалатинск. В павлодарском военкомате его помыли, покрасили и демонтировали некоторые детали.

В реальности Т34-85 все же выглядит не так. На танке памятнике отсутствуют крыша над моторным отделением, антенна, перископы заряжающего, наводчика и командирской башенки, козырек над маской пушки, заварено отверстие спаренного с пушкой пулемета, люк запасного выхода и колпачок вентилятора.

Но внешний вид стальной машины от этого значительно не пострадал. Боевая детализация на должном уровне: пушка, имитация пулемета, командирская башенка с характерными для нее щелями кругового обзора, входной люк, две стальные выпуклости – броневой сферический колпак люка вентиляции для очистки боевого отделения от пороховых газов, поручни для десанта, скобы на кормовой части башни для крепления брезента, навесные баки.

Существует устойчивая городская легенда, что танк дошел до Берлина. Есть и другая версия, что если он где и участвовал, то только в танковых учениях в составе части.

По сведениями историка-краеведа Эрнеста Соколкина, так и не удалось выяснить и об экипаже боевой машины. К сожалению, техническая документация на танк в Министерстве обороны Республики Казахстан тоже не сохранилась. Однако кое-что Т34-85 может сказать о себе сам, например, про завод-изготовитель.

При внимательном изучении можно обратить внимание на две детали: козырек на башне, который когда-то крепили двумя болтами и четырьмя скобами, и кормовой бронелист, что установлен встык и держится болтах и двух узких петлях, причем один болт располагается перед петлей.

Такая конфигурация указывает, что танк изготовлен на тульском заводе №183. Для примера, Омский танковый завод крепил кормовой бронелист на широкие петли, перед которыми ставил два болта, а на козырек не жалел восьми болтов.

Так или иначе, но Т34-85 прошел все крупные сражения 1944-1945 годов, включая войну с Японией. Толщина лобовой, бортовой и кормовой брони обеспечивала экипажу защиту от снарядов и маневренность. Простое устройство, дешевое изготовление, ремонтопригодность в боевых условиях, хорошая проходимость делала этот танк чудом инженерной техники, легендарным оружием Великой Победы.

Константин Шелков 
Фото автора