История одного памятника: монументальный лебедь
Любой памятник обязательно имеет свою историю, и корреспондент @Pavlodarnews.kz выяснял историю павлодарского паровоза до того, как тот стал памятником.
Идея украсить станцию Павлодар паровозом возникла в 2018 году. Идейным вдохновителем выступил Почетный железнодорожник и Почетный гражданин города Павлодара Аби Саркыншаков.
По рассказам начальника Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмаса Толеубаева, собрали команду энтузиастов и приступили к поиску подходящего паровоза серии «Л», который получил название среди машинистов «Лебедь». Розыск привел в Усть-Каменогорск на станцию «Шемонаиха», где находится база запасов локомотивов, невольный поставщик паровозов – памятников станций ВКО.
Дело было в феврале, павлодарцы нашли на базе десяток заброшенных и заснеженных паровозов. Если с искомой серией было все в порядке, то с техническим состоянием – не очень. Наиболее подходящий паровоз имел серьезные неисправности в ходовой части, и от него пришлось отказаться.
Наконец достойный, а главное, транспортабельный экземпляр отыскался в Алматинском депо – из него тоже хотели сделать памятник, поставить на площади вокзала Алматы-1, но не получилось.
Табличка изготовителя указывает, что паровую машину создали в 1955 году. Если взглянуть на детали пристальнее, то можно увидеть: подпорка котла отмечена 1952 годом, вагонная тележка и котел имеют маркировку 1954 год, отдельные колеса изготовлены и в 1953 и в 1954 году, шток поршня отлили в 1939 году, а устройство передней автосцепки – в 1938 году. Возможно, эти детали установили в процессе ремонтов – паровоз эксплуатировался до 70-х годов.
Как поведал машинист-инструктор подменого пункта станции «Шемонаиха» Нурлан Амерханов, обслуживал паровоз с номером «3993» участок Рубцовск – Риддер, возил пассажирские и грузовые составы, а в 1973 году встал на консервацию, в резерв министерства путей сообщения на случай войны.
Паровоз в Алматы скучал без дела до августа 2018 года, когда наконец павлодарцы получили разрешение его забрать. Чтобы подготовить машину к перегону, на базе запаса локомотивов нашли двух последних машинистов паровозов – Валерия Подкорытова и Алексея Серохвостова – и командировали их в Алмату. Мастера своего дела умели управлять паровозом, знали, какие смазочные материалы применять, где и как смазывать ходовую часть, однако о перегоне локомотива своим ходом не шло даже речи.
Как рассказывает Валерий Подкорытов, транспортировали «Лебедя» «бронепоездом» – сцепкой между двух тепловозов: первый тянул, второй страховал, так как паровоз шел без тормозов. Шли под статусом «ремонтного» – поэтому диспетчера вперед них сначала пропускали пассажирские и грузовые составы. С учетом почтенного возраста паровоза – 63 года – добирались до Павлодара две недели. Ехали со скоростью 25 км/ч, а по стрелкам не более 5 км/ч. От высокой скорости колеса могли перегреться и заклинить. На станциях машинисты проверяли состоянии колесного хозяйства, тщательно смазывая узловые детали.
Когда паровая машина приехала в Павлодар и попала в руки ремонтной бригады, в лице Марата и Талгата Сыздыковых, Стаса Дийчак, Анатолия Серба и Жаната Сеитова, там сумели оценить масштаб будущей работы.
По воспоминаниям ремонтника, по совместительству помощника машиниста электровоза Павлодарского филиала КТЖ «Грузовые перевозки» Жаната Сеитова, паровоз пребывал в плачевном состоянии: обшивка парового котла прохудилась, осыпалась, местами из него торчала стекловата, пол в будке машиниста прогнил, медные парорабочие трубы, воздухопроводы, стекла, тяговое дышло и много других деталей отсутствовали.
Реконструкция растянулась на три месяца. За это время залатали дыры, заново затянули днище котла. Сохраняя общий вид локомотива, оставили часть крупных агрегатов и силовых узлов, пескопроводы, поддувало – а все остальное убрали за ненадобностью.
Варили швы, листы затягивали болтами, так что при внимательном рассмотрении можно увидеть, как ряды заклепок перемежаются с гайками. Очистили слоями спекшиеся масло и золу, вычистили котел, перестелили пол в кабине, вставили стекла, вырезали из металла порядковый номер и аббревиатуру КЗХ – «Казахстан». Искали по станциям всей страны и нашли в оригинале буферные фонари. За крупными деталями снова обратились за помощью на базу запаса локомотивов.
Когда-то на панели управления находились краники, вентили, инжекторы, паровой и тормозной манометры, углеподатчик и много еще чего. По итогу оставили, но заварили топку и чудом сохранившийся рычаг.
Идея посадить в кабину манекены в форме железнодорожников так идеей и осталась. Когда все собрали, паровоз покрасили в заводские цвета: корпус в черный, колеса и звезду в красный, поручни – они же выполняли роль габаритов – в белый.
Пока в депо приводили паровоз в божеский вид, в кабинете решали – куда его поставить. Изначально хотели поднять его на постамент на привокзальной площади, подыскали место рядом с часами, но вышло то же самое, что и у алматинсих железнодорожников – возникли непреодолимые земельные вопросы, и от этой идеи пришлось отказаться.
Тогда решили устанавливать его на станции, на перроне. Подготовили постамент с рельсами: ходил по рельсам и пускай покоится на рельсах.
Установку произвели в мае 2019 года. АО «Алюминий Казахстана» предоставило единственный в городе кран грузоподъемностью 300 тонн: сам паровоз весил 65 тонн, а тендер еще 33 тонны. Кто видел памятник, может представить, чего стоило опустить железную махину точно на рельсы.
Как рассказывает начальник Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмас Толеубаев, сейчас появилась новая идея – установить рядом с паровозом чудом сохранившийся насос для воды – создать дополнительный антураж того легендарного времени.
Возможно, идею удастся воплотить в 2024 году, когда будет ровно 100 лет Павлодарскому эксплуатационному депо, чьи стены помнят первые и последние паровозы нашего города.
Константин Шелков
Фото автора
Коллаж Камилы Олжабаевой