Не просто украшение: павлодарская апа напомнила о старинном свадебном обряде

Не просто украшение: павлодарская апа напомнила о старинном свадебном обряде
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Он берёт начало в мусульманских преданиях, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Член общественного объединения «НҰР-АНА әлемі» Нуршат Нургалиева рассказала о ритуалах и обрядах, связанных со сватовством.

«Сырға салу» («Надевание серег») – обычай, который соблюдают до проводов невесты и торжественной свадьбы. В древности на головной убор невест цепляли перья филина.

Джигиты видели этот атрибут на головном уборе девушки и понимали, что она уже засватана. Позже эта традиция сменилась надеванием серёжек.

Современный обряд сватовства соблюдает древние каноны. Когда молодой человек понимает, что встретил свою вторую половинку, он сообщает об этом родным, и те начинают готовиться к сватовству.

В первую очередь родственники жениха покупают золотые серьги для невесты. После того как все приготовления закончены, в дом приглашают родителей жениха.

Обе стороны знакомятся друг с другом, родители девушки дают согласие на замужество дочери. Назначают день свадьбы. После этого две родственницы жениха с добрыми пожеланиями надевают будущей снохе золотые серьги.

– Серьги становятся знаком того, что эта девушка – будущая невестка дома, – говорит Нуршат Нургалиева. – В современном мире древние традиции претерпевают некоторые изменения. К примеру, сегодня серьги могут надеть в тот же день, когда делают девушке предложение.

Носить серьги – это сунна

Для казахских девушек и женщин ношение серег – это ещё одно соблюдение правил шариата. Оно берёт начало из древней притчи.

По мусульманским преданиям, пророк Ибраим решил взять себе ещё одну жену после того, как его супруга Бибисара пересекла 90-летний рубеж, так и не подарив ему наследника. Выбор его пал на служанку Ажар.

Вскоре после замужества стала известно, что у Ибраима будет наследник. Бибисара, ревнуя, возненавидела молодую соперницу. Она поклялась нанести ей раны в двух местах в надежде, что они станут смертельными.

Той же ночью Бибисаре приснился сон, будто она сажает платан. Он разрастается, тень его покрывает землю. Утром она рассказывает свой сон мужу.

– У тебя скоро родится сын, и будет он пророком, – толкует сон Ибраим.

Эта весть осчастливила Бибисару. И тут она вспоминает о своей клятве и, раскаиваясь, рассказывает об этом мужу. Ибраим объясняет ей, что ревность – это происки дьявола.  

– Прислушиваясь к шайтану, ты произнесла клятву. Теперь её придётся исполнить. Но можно выполнить зарок условно – порань уши Ажар, – посоветовал Ибраим.

Тогда Бибисара взяла тонкий кинжал и пронзила мочки ушей Ажар. Кровь хлынула из них, и вместе с нею на глазах у потрясенных домочадцев стала уходить и красота молодой женщины. И тут с неба спустился ангел Джабраил. На своих крыльях он принёс рубиновые серьги.

По велению Всевышнего Ажар надевает небесный подарок и становится ещё краше прежнего. С тех пор ношение серег для девочек, девушек и женщин стало сунной – желательным к исполнению правилом шариата.