Секреты профессии: снайпер

Секреты профессии: снайпер
Фото: Константина Шелкова

«Один в поле не воин», – устаревшая поговорка, если этот воин – снайпер, считает  корреспондент @Pavlodarnews.kz   который побеседовал с представителем этой интересной военной специальности. 


Замир Дуйсекеев служил в батальоне оперативного назначения внутренних войск в 2009 году, участвовал в совместных военных учениях коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.

По словам собеседника, в снайперы его забрали после того, как он поразил на учебных стрельбах тремя выстрелами три мишени подряд и впечатлил своей меткостью командира. Стрельба велась из автомата Калашникова. После этого его личным оружием на срок службы стала винтовка Драгунова.

Снайпер – это самостоятельная боевая единица, очень опасная. Важный аспект – скрытность и внезапность ощутимого удара. Также стрелок выступает в качестве поддержки штурмовой группы, прикрывая бойцам пути отхода, наблюдает за обстановкой, держит связь по рации.

– Командир готовил нас к тому, что не все смогут выстрелить в человека, даже если до этого снайпер поражал ростовые фигуры на стрельбище и ходил на охоту. По умолчанию в животных стреляют, потому что они – пища, а человек – это совсем другое. Он тебе конкретно ничего не сделал, он тебя даже не видит, а ты его убиваешь. Через это очень трудно перешагнуть.

На снайпера вполне можно наступить и не заметить, так как мало того что он использует специфику местности, так еще и скрыт маскхалатом – в терминологии «Лешим». Маскировочную сетку делают сами, приспосабливая под степной, лесной пейзаж и так далее.


Он себя не выдаст, его дело – терпеливо ждать, пока цель не появится в нужной точке.

– В «Лешем» невероятно жарко. Под него надевают максимально лёгкую разгрузку, футболку, летнюю форму – когда лежишь под солнцем, на спине можно яичницу жарить, – говорит собеседник. – Кстати, ошибочно мнение, отчасти продиктованное фильмами о войне, что снайпер смотрит в прицел, прижав глаз к окуляру. Отдача оставит под глазом синяк. Приклад тоже нужно класть правильно, иначе можно выбить себе плечо.

Ожидание может затянуться и до трех дней, и все это время снайпер лежит и ждет. Питается сухпайком: галеты, печенье, пара консервов, шоколадка, вода. Прием пищи максимально быстрый.

– Важно не оставлять после себя мусор, да и вообще никаких следов. Правило: ветки не ломать, не загибать, траву не мять, передвигаться между деревьями, по корням и камням. Все отходы жизнедеятельности организма – с собой, – подчеркивает Замир.

Хотя в полевых условиях офицеры и солдаты выглядят одинаково, командира от солдата отличает многое, главное – уметь наблюдать.

– Не бывает, что от тебя до цели два километра. Максимум 700-500 метров, так что в прицел лицо противника и все остальное ты разглядишь, – поясняет Замир. – На груди у офицера есть небольшая планка. Когда он идет по лагерю – все расступаются, а еще они не говорят приказы, они их орут командным голосом. А это верный признак. На марше в составе колонны танков командиры любят демонстративно высунуться из люка, как, кстати, и механики-водители.

Уничтожают снайперы и  бойцов иных специальностей: пулеметчиков, гранатомечтиков, способных изрядно испортить планы наступающих. Первые - отсекают пехоту, вторые губят технику - БМП, танки.


И все же понимая психологию солдата и специфику армейского уклада, снайпер прежде охотится за командным составом.

– В голову попадет только очень опытный стрелок, в основном стреляют в корпус. «Один выстрел – одна смерть» – это желаемая теория, главное, что ты своим метким выстрелом выводишь командира из строя и вносишь смуту в действия всего подразделения. А если это еще и происходит во время боя…

Когда станет ясно, что офицера снял снайпер, мало кому из солдат и офицеров сразу захочется проявлять излишнюю активность. Это шок, когда рядом с тобой неожиданно падает смертельно раненый товарищ.

Замир замечает, что бы там ни говорили про антибликовое покрытие, снайпера выдаёт блик оптики, да и выстрел часто подымает пыль перед стволом, поэтому опытные специалисты смачивают землю водой или кладут небольшой коврик.

– Сначала пуля попадает в противника, а только потом окружающие слышат выстрел, потому что скорость пули сверхзвуковая. И здесь начинается самое интересное – снайпер сразу уходит с позиции, а противники начинают его бешено искать. Если стрелок дал себя обнаружить – ему конец, потому что в него полетит все, что есть у подразделения: мины, снаряды, саперские лопатки, лишь бы его прикончить. Если позволяет обстановка, сами выходят на поиски, пускают собак по следу.

Чтобы выжить, стрелок готовит заранее пути отхода на запасные позиции. Выбирая точку обзора на неровной местности, следит, чтобы отходить пришлось под гору.

– Достойный пример тактики снайпера – Алия Молдагулова. Однажды за один вечер эта девочка уничтожила восемь немецких офицеров. Создала вокруг лагеря фашистов точки обзора и перемещалась по ним всю ночь. Снимет офицера и отходит на запасную позицию, а противник думает, что их целый взвод снайперов обстреливает.

Профессиональный боец дальнего боя, однако, вооружен не только винтовкой. Есть пистолет, нож, складная саперная лопатка – грозное оружие, между прочим: одинаково может раскроить деревянную чурку и череп. Конечно, стрелок будет всячески избегать прямого контакта с противником, но если дело дойдет, станет отстреливаться, отбиваться.

– В критический момент снайпер может использовать «золотой выстрел» – последнюю пулю для себя, потому что он обладает ценной для противника информацией. Попав в руки врага, получит статус военнопленного, защищенного Женевской конвенцией, принятой во всем мире.

По словам Замира, стрелка допросят, но если применят физическую силу, не говоря уже о других калечащих человека приспособлениях, – это будет считаться военным преступлением. Несоблюдение конвенции, неправильное обращение с пленными признаются преступлением против человечности.

Случается, что стрелок выходит на «охоту» с напарником-наблюдателем. Это живая вычислительная машина, математик, он способен рассчитать точное расстояние до цели, направление и скорость ветра, определить влажность воздуха. Плюс напарники могут позволить отдохнуть, попеременно наблюдая за целью. Если цель так и не появится – задание провалено.

По мнению Замира Дуйсекеева, чтобы стать снайпером, нужно многое: во-первых, хорошее зрение, во-вторых, хорошее артериальное давление, в-третьих, хорошая физическая подготовка. Он должен понимать математику и физику, знать тактику – именно знать. Да, тебя будут учить, но это шаблон, а у тебя должны быть заготовки. Снайпер, который действует строго по учебнику, обречен, а он должен побеждать.

Константин Шелков. Фото автора.
Автор выражает благодарность павлодарской страйкбольной команде «Смерч» в подготовке  иллюстрации к материалу.