Секреты профессии: лаборант испытательной лаборатории

Секреты профессии: лаборант испытательной лаборатории
Фото: Константина Шелкова

Качество дорожного покрытия играет ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта движения. Корреспондент @Pavlodarnews.kz встретился с сотрудником лаборатории, которая контролирует качество дорожных материалов. 

Существует мнение, что лаборант – это лишь вспомогательная должность, однако заведующая лабораторией Национального центра качества дорожных активов Виктория Бойко опровергает это утверждение.

– В дорожной сфере лаборанты – это высококвалифицированные специалисты с высшим техническим образованием. Они проводят анализ и испытания материалов, применяемых при строительстве и ремонте дорог, принимают и анализируют пробы асфальтобетонных смесей, поступающих с заводов или непосредственно с участка строительства, – так называемые керны, или квадратные вырубки укатанной дороги.   

Как известно, основным материалом для дорожного покрытия является асфальт. В лаборатории имеются все условия и оборудование, чтобы определить качество асфальта. Один из ключевых параметров – способность материала сохранять прочность при высоких температурах. Для этого образец кипятят в воде при температуре 50 градусов. 

– Летом при 30-градусной жаре, температура асфальта может достигать 50 градусов, и если асфальт не соответствует требованиям, он может разрушиться под воздействием высоких температур, – поясняет испытание специалист. – Для оценки зернового состава асфальта используется муфельная печь. В процессе испытания из образца выжигается битум, и оставшийся сыпучий материал просеивается через сито, что позволяет проверить соответствие смеси установленному составу и выявить возможные отклонения. 

Выдержав температурный режим, режим нагрузки, асфальтовый образец может «поплыть» на испытании на долгосрочную перспективу – колееобразование. Это лишний раз укажет, что данный участок дороги выдержит начальные нагрузки, но спустя два-три года на нем появятся дефекты.  

Помимо прочности, проверяется водонасыщение асфальта. Образцы выдерживаются в воде при разных температурах, после чего измеряется их способность впитывать влагу. Это важно, так как дождь, снег и весенние паводки могут негативно влиять на дорожное покрытие.

По словам Виктории, в случае обнаружения несоответствий качества проводятся дополнительные исследования, чтобы выявить возможные причины. Это могут быть отклонения в технологии производства, транспортировки или непосредственной укладки. При подтверждении дефекта определяется его масштаб, после чего подрядчик обязан устранить проблему – от дополнительного уплотнения до полного переустройства участка.

– Мы не стремимся найти брак, мы делаем всё, чтобы брака при строительстве дорог не было, – подчеркивает собеседница, объясняя важность миссии специалистов лаборатории. 

Заказчиками дорожных работ выступают акиматы, которые оплачивают лабораторные испытания в рамках государственного контроля. Подрядчики, выполняющие укладку асфальта, могут дополнительно заказывать испытания для контроля качества своих работ.

Щебень, входящий в состав асфальта, а также используемый при строительстве основания дороги, испытывают на стирание. Этот процесс проходит в специальном барабане, куда засыпаются шарики. Время испытания и количество шаров зависят от крупности щебня.

Как объяснила Виктория Бойко, в процессе эксплуатации дороги часто происходит стирание верхнего слоя, из-за чего обнажается щебень, принимающий всю нагрузку на себя. 

– Конструкция дороги работает в комплексе, – напоминает собеседница. – При укладке материала происходит заклинка щебня, камни в сцепке друг с другом могут стачиваться, проседать, в результате разрушение основания дороги ведет к разрушению ее поверхности. 

Для определения морозостойкости щебень помещают в специальный раствор, который проникает в микротрещины. При высушивании раствор кристаллизуется и разрывает материал, имитируя воздействие замерзающей воды. Данный метод позволяет ускоренно оценить устойчивость камня к зимним условиям.

Испытанию подвергается и битум, который отвечает за пластичность и долговечность асфальта. В лаборатории битум тестируют на искусственное старение. В специальной печи создаются условия, приближенные к эксплуатации на дороге: нагрев, воздействие воздуха, – чтобы выяснить, насколько изменяются свойства «земляной смолы» после длительного воздействия температуры и окружающей среды.

Работа в лаборатории требует высокой квалификации и знания нормативных документов, так что туда приходят работать в качестве лаборантов специалисты со средним техническим образованием, в качестве экспертов – с высшим техническим образованием. 

– В целом требования к работе одинаковы для всех сотрудников, независимо от их уровня образования, – подчеркивает специалист. – К нам регулярно приходят студенты, и их сразу же знакомят с правилами и дисциплиной работы. Практика осуществляется строго по установленным нормам, и если студент пропускает посещение лаборатории, сотрудничество с ним тотчас прекращается. 

Виктория Бойко отмечает, что есть ряд важных качеств, которыми должен обладать специалист испытательной лаборатории. Ответственность и внимательность при соблюдении методик и стандартов. Коммуникабельность для взаимодействия с коллегами и заказчиками. Стрессоустойчивость – она помогает находить решения в спорных ситуациях. Также необходима способность к обучению, ибо контроль качества асфальта – это сложный и многогранный процесс, требующий высокой точности и современного подхода.