Секреты профессии: оперативник
Об особенностях работы в уголовном розыске корреспондент @Pavlodarnews.kz побеседовал с действующим оперативником.
Разговоры о том, что сотрудник уголовного розыска, расследуя преступление, может настроиться на преступника, чувствовать его, предугадывая очередной его шаг, – это все фантастика, считает заместитель начальника областного управления криминальной полиции ДП Павлодарской области Аршат Жамиев.
Расследование убийства, нанесения тяжких телесных повреждений, преступлений против половой неприкосновенности, похищения людей – суть анализ оперативно-уголовной практики.
По словам известного киногероя, неслыханных преступлений не бывает, а бывают схожесть обстоятельств, одинаковые мотивы и уловки разных мастей.
– Оперативник убойного отдела должен отработать минимум 10 лет, чтобы знать специфику работы на 70%. – говорит Аршат Жамиев. – Помимо знания законов и правовых актов, которыми регламентируется его деятельность, он овладевает навыками психолога, санитара, и даже немного врача – понимает медицинские термины, диагнозы, разбирается в анатомии человека.
Как правило, точную причину смерти назовет судмедэксперт, но оперативник на месте преступления по характерным травмам может определить, например, спрыгнул человек с высоты, или ему помогли.
Самоубийцы ломают ноги, так как делают шаг вперед осознанно, в иных случаях человек инстинктивно вытягивает руки, стараясь защитить себя от неизбежного падения.
– Пример. На тротуаре лежит женщина, нога неестественно повернута, из ушей идет кровь. Что случилось? Погибшую может осматривать только эксперт-криминалист – это его работа. Но оперативник понимает: кровь из ушей – это следствие тяжелой контузии, черепно-мозговая травма. Избиение отпадает. Версия – сбила машина. В ходе отработки версии найдена иномарка: молодой человек на скорости сбил пешехода и скрылся с места происшествия.
Эффективность уголовного розыска в деле раскрытия преступлений достигается коллективной работой, оперативник действует в составе группы. Но с каким бы чудовищным преступлением ни приходилось иметь дело, чтобы ни совершил подозреваемый, эмоции в оперативной работе противопоказаны. Холодная, здравомыслящая голова – залог успеха.
По мере прохождения службы, получения бесценного опыта он успевает обзавестись своей агентурой. Оперативник – очень коммуникабельный человек, умеющий находить правильные слова и подбирать «психологические ключи».
По словам собеседника, расследование преступлений против личности начинается с осмотра места происшествия и изучения жизни потерпевшего – там довольно часто можно найти ответы на вопросы и довести дело до логического завершения.
– В одной фирме произошел пожар. На месте происшествия обнаружили обгоревший труп охранника, который, по заключению судмедэксперта, погиб от черепно-мозговой травмы, – вспоминает Аршат. – Выяснилось также, что из сейфа офиса похищена очень крупная сумма денег – неучтенка, поэтому работники фирмы затруднялись ответить, о какой именно сумме идет речь.
Отсутствие свидетелей и следов преступления поставили оперативников в тупик. Доступным оказался лишь сотовый телефон покойного.
– В телефонной книге входящих/исходящих звонков мы обнаружили номер, повторяющийся чаще других: потерпевший общался с абонентом стабильно раз в неделю. Оперативная проверка номера ничего не дала. Трубку сняла девушка, которая потребовала, чтобы ей больше не звонили, и заблокировала номер. Тогда зашли с другого края, установив, кто часто звонит непосредственно на этот номер, и стали опрашивать всех по очереди.
Самым результативным оказался мужчина, который сначала «включил джентльмена», не желая разглашать подробности его личных встреч, но узнав, что речь идет про расследование убийства, поведал: девушка оказывает интимные услуги.
Кроме ее имени, собеседник сообщил любопытную деталь – о наличии у нее трехлетнего сына Дениса. С данными: «мама Екатерина, сын Денис» оперативник оказался в загсе, где ему выдали тома записей актов свидетельств о рождении всех, кто родился три года назад.
– Сработал закон подлости, – теперь уже улыбается Аршат, хотя тогда было не до смеха. – Искомые данные нашлись только на последней странице последней папки, тогда я вынуждено потратил целый день в поисках. Но главное – адрес свидетельницы был найден.
В квартиру зашли осторожно, с инспектором по делам несовершеннолетних. Полицию встретила сестра Екатерины, которая посетовала, что родственницы нет дома, гуляет где-то, а сын оставлен на её попечение. Инспектор выписал повестку, вызвав мамочку для беседы в полицию.
– В отделе поговорили по душам, рассказали об истинной цели вызова, и девушка созналась, что покойного охранника знала очень хорошо. Кроме интимных встреч их связывала любовь к наркотикам. Героин часто употребляли прямо в офисе в дни дежурств. Между тем, у Екатерины появился бойфренд с такими же наркотическими наклонностями, и она поведала ему о дружбе с охранником и доступе к сейфу.
План реализовали вскоре: пока охранник находился без сознания, приняв очередную дозу, подельники спешно очищали сейф. Но тут на беду мужчина стал приходить в себя. Грабитель ударом по голове оборвал жизнь охранника. Чтобы скрыть следы преступления, подожгли офис.
Кутили на шальные деньги по городам Казахстана, играли в рулетку в Капчагае, купили новую машину, но не удержались – все, что было, «спустили по вене». Когда подельника арестовали в Алматы, он в этот момент ругался с матерью, у которой забрал и продал видеомагнитофон. На вопрос оперативника, что у него осталось от тех денег, печально показал на свою футболку.
Несмотря на то, что герою публикации приходится иметь дело с людьми, совершившими тяжкие преступления, веру в человечество как в биологический вид он не утратил.
По его мнению, каждый человек может оступиться, совершить ошибку, но хороших людей больше, чем плохих, а плохих людей найдут хорошие оперативники.