Журналист в погонах: сила оперативности
Корреспондент @Pavlodarnews.kz провел рабочий день с оперативниками Северного и Южного отделов полиции города, чтобы увидеть, особенности будней сотрудников следственно-оперативной группы.
На долю дежурной группы, заступающей на сутки, приходятся все вызовы, где так или иначе пострадали люди, лишившиеся личного имущества, здоровья, жизни, включая тех, кто скончался от естественных причин болезни или старости. Нет никакой гарантии, что скоропостижная смерть не явилась результатом «помощи» родственников или третьих лиц, так что приезд полиции необходим в любом случае.
У первого вызова своя история. Многие видели расклеенное объявление о пропаже дедушки. Оперативники, отрабатывая места его возможного появления, приехали на дачу, где и обнаружили труп пожилого мужчины. На место вызвали следственно-оперативную группу Северного отдела полиции в составе следователя, криминалиста и оперативника, где каждый отрабатывал свой сегмент общей задачи – выяснения картины происшествия. Родственникам сообщили, как только личность пенсионера подтвердилась.
Пока добирались, по пути встретили охранника, который стал первым свидетелем – умершего обнаружили в развалинах соседнего дома. Оперативник подробно расспросил, как давно он работает здесь, как давно видел дедушку и тому подобное. Выяснилось, что в прошлом году дача, как и многие вокруг, сгорела, но мужчина продолжал сюда приезжать. Охранник его видел.
Криминалист и судмедэкперт не обнаружили на теле погибшего внешних признаков смерти – такие трупы еще называют некриминальными, и оперативник с криминалистом уложили тело в черный полиэтиленовый мешок, дожидаясь приезда катафалка.
Казалось бы, информации достаточно, но следователь услышала вдалеке голоса и решила проверить. Обладатель голоса – сосед по даче – рассказал еще меньше охранника, но подтвердил, что дедушку видел давно, а мужчин (оперативников первой группы), крутившихся возле домика, – недавно.
Следователь объяснила необходимость поиска больше чем одного свидетеля – другие, может быть, видели, что-то важное, что укажет на совершенно иную картину происходящего.
Спрашивай и записывай – это, пожалуй, один из столпов оперативно-розыскной деятельности: расспрашивают много, подробно, в случае совершения преступления в квартире обойдут все квартиры в подъезде и расспросят соседей – никогда не знаешь, кто что видел.
– Обокрали как-то квартиру в многоэтажке, – перебирают в памяти случаи оперативники. – В поисках свидетелей полицейские опросили всех в подъезде, кроме одной соседки – дверь никто не открыл. Прошло несколько дней, а подозреваемого все нет. Вернулись снова, застали соседку дома и выяснили, что пенсионерка всё прекрасно видела в глазок и выдала операм описание подозреваемого, которого вскоре задержали.
Заявленная в начале 2000 годов идея оснастить улицы, подъезды, учреждения камерами дает ощутимые плоды, что падают в руки оперативников важной информацией.
– Ранее судимый мужчина предложил свою помощь по даче случайной знакомой. После трудов они выпили, закусили, и у мужчины возникло желание иных развлечений. Женщина отказалась, и в результате потасовки он ее задушил и ограбил, – вспоминают оперативники. – Опросили соседей по садоводству, те дали общие приметы подозреваемого. Затем просмотрели камеры автобусов, идущих по маршруту, и установили, а затем и задержали злоумышленника. Шнурок и золотые изделия тоже нашли.
При работе с СОГ Южного отделения полиции видеокамеры также сработали на руку – охранники обувного магазина обнаружили злоумышленника, которого давно заприметили по камерам, и сообщили в полицию. Мужчину задержали. Уже в отделении при нем обнаружили еще и футболку с магнитными бирками, которые он якобы нашел.
На дежурстве оперативник в форме, а так он может носить повседневную одежду. Пожалуй, это одно из немногих подразделений, кому дозволительна такая вольность. Специфика работы такова, что сотруднику уголовного розыска лучше сливаться с толпой, нежели выделяться.
Есть темы, о которых оперативники распространяться не будут, – они секретны и не подлежат разглашению даже журналисту, который примерил на себя полицейские погоны.Однако, наблюдая за оперативниками целый день, можно отметить интересную деталь – как преображается человек. В кабинете он расслаблен, но сосредоточен, а на выезде собранный, целеустремлённый, цепкий, весь как сжатая пружина, хотя внешне никак это не проявляется. Видно,что с годами у него вырабатывается модель поведения: с потерпевшим, свидетелем одна, с подозреваемым другая, с подследственным третья.
Оперативник – это особый тип людей, им нравится процесс поиска преступников, подозреваемых, оружия, наркотиков, похищенных предметов и без вести пропавших граждан, и они искренне радуются, когда удаётся, выполнив поставленную задачу, раскрыть преступление.
Константин Шелков
Фото автора