Секреты профессии: резчик по дереву
Люди этой профессии способны преобразить куски дерева в скульптуру, лепнину, барельеф и иные украшения, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz , побеседовавший с павлодарским мастером.
За плечами бывшего разливщика металла ТОО «Ksp Steel», а ныне резчика по дереву Олега Попова бюст Абая Кунанбаева и Машхура Жусупа, полиптих «Орбулакское сражение», множество поделок из дерева, включая иконы.
Инструментарий мастера разнообразен: стамески, резцы различных форм, ножи. Работа с острыми лезвиями требует внимательности, осторожности, хотя, конечно, травм на первом этапе, как ни старайся, не избежать.
– Инструмент держит правая рука, а страдает левая, – улыбается Олег.
Изготавливая массивную фигуру, мастера, как правило, избегают использовать цельный кусок дерева, который, высыхая неравномерно, часто трескатся. Поэтому резчики используют склейку из нескольких частей. Например, крылья беркута Олег вырезал отдельно, но они выглядят как единое целое с телом птицы.
По словам собеседника, перед работой он насыщается информацией, видео и фотообразами будущего изделия: будь то конь, батыр, хищная птица, знаменитый человек. Это сложно объяснить, но в конечном итоге все накопленное, переплавленное в душе, обдуманное в сердце выльется через руки – главный инструмент резчика.
– Не могу сказать, что вначале у меня перед глазами готовый образ, это все на уровне интуиции, – поясняет мастер. – Сначала я использую грубый инструмент: топор, ножовку, отсекая большие плоскости по классике Микеланджело. Затем от общего к частному – перехожу к средней и мелкой детализации.
По мнению Олега, в работе можно использовать любую породу дерева, были бы желание и соответствующий инструмент. А так его частый материал – сосна, случается, ива, благородная береза.
Затем изделие покрывается мастикой, лаком, морилкой или красится – в зависимости от задачи и желания заказчика.
3D-станки Олег считает благом, когда речь идет о массовом заказе украшений интерьера, однако там, где нужно вложить душу, продемонстрировать полет творческой мысли, механическая штамповка по чертежу не годится. Так что ручной труд мастеров по-прежнему ценится.
По мнению собеседника, творчество резчика по дереву требует простора, света, вентиляции, уединения и тишины – это из внешних условий. Личные условия – огромное желание, предрасположенность к профессии и терпение. Нужны годы упорного труда, но на выходе, когда будет получаться всё, люди сами назовут тебя мастером.
Константин Шелков
Фото автора