Секреты профессии: спасатель
Корреспондент @Pavlodarnews.kz встретился с человеком, который не мыслит жизни без спасения людей.
– Главная задача спасателя – вывести человека из опасной зоны, – вкратце объяснил основу деятельности своих коллег заместитель руководителя павлодарского оперативно-спасательного отряда Серик Тулегенов.
Существует такое понятие, как медицинская сортировка, когда врачи в первую очередь помогают тем, кого ещё можно спасти, откладывая на последнюю очередь помощь безнадежно-тяжёлым пострадавшим либо тем, кто получил лёгкие ранения. При ДТП спасатели тоже сортируют пострадавших: если в зажатой машине находятся менее травмированные пассажиры, то в первую очередь освобождают их, а уже затем зажатого водителя и пассажира на первом сидении.
– Если машина лежит на боку, спасатели будут извлекать пострадавшего из того положения, в котором он находится, не делая даже попыток вернуть авто в горизонтальное положение для своего удобства, – говорит собеседник. – К пострадавшему в ДТП мы всегда подходим так, чтобы он нас сразу видел, для того чтобы человек не вертел головой, ведь шея наверняка пострадала.
Избегая лишнего травмирующего эффекта, спасатели сразу же надевают на потерпевшего воротник Шанца, если необходимо, останавливают кровотечение и максимально осторожно извлекают человека из покореженной машины, передавая в руки медиков.
– Нельзя сказать, что спасатели с крепкими нервами настолько, что их ничего не трогает. Осознание ситуации, в которой оказался потерпевший, приходит много позже, а в ответственный момент выполняешь то, зачем ты сюда приехал – помочь человеку, вынести его в безопасное место, облегчить страдания, спасти жизнь.
По словам Серика Тулегенова, любой вызов – это лотерея. Пока спасатели не приехали на место происшествия, они часто не знают, с чем им придется столкнуться. Однако готовность к неожиданностям подкрепляется знаниями из разных профессий, которые невольно вобрал в себя спасатель.
– Он и водитель, и водолаз, промышленный альпинист, психолог, такелажник, сварщик, специалист по химзащите, парамедик и спортсмен, – перечисляет собеседник. – Нас часто вызывают на пожары. Потому что простую деревянную дверь пожарные могут открыть самостоятельно, но сейчас почти у всех железные двери, сложные замки, вскрыть которые возможно лишь при помощи гидравлического оборудования.
Также на спасателях лежит безопасная эвакуация жителей дома с крыши, куда они невольно забираются при сильном задымлении. Специалисты используют альпинистское снаряжение, а чтобы развеять страх спуска с высоты, спасатель спускается вместе с человеком в одной связке.
– В принципе, люди доверяют спасателям, – говорит Серик Тулегенов. – По ощущениям это как вызов скорой помощи. Томительно ожидание врачей, кажется, они уже целый час едут, но как только пациент видит медиков, он успокаивается – помощь пришла. Так же и с нами. В каком бы стрессовом состоянии ни находился человек, будь он потерпевшим или тем, кто нас вызвал, при виде спасателей люди расслабляются, потому что знают – приехали специалисты, и сейчас они помогут.
Желающих стать спасателями тестируют по трем основным критериям: высотой, переносимостью крови и трупов, при этом проверка высотой стоит на первом месте.
Экзамен для героя происходит в девятиэтажном доме, с балкона которого нужно самостоятельно спуститься по страховочной веревке. Кандидату объясняют процесс, естественно, проверяют правильность завязанных узлов, страхуют, но все же свой первый шаг в пустоту он должен сделать сам. По признанию собеседника, существует огромная разница в ощущениях, когда стоишь на балконе и когда оказываешься по другую его сторону.
Есть люди, которые не выносят вида крови, а с ней спасателям, увы, приходиться сталкиваться довольно часто. Если человеку становится нехорошо, когда он видит, насколько плохо окровавленному пострадавшему, ему придется очень тяжело работать спасателем.
Специфика вида и запаха умершего человека– это еще один психологический барьер, который предстоит преодолеть кандидату. Конечно, извлекая труп из теплотрассы, спасатели надевают специальный костюм, противогаз, но работать все равно приходиться руками, а это тоже далеко не для всех.
Но даже подтвердив соответствие всем критериям (стажировка длится три месяца), можно получить отрицательное заключение от наставника, если будущий спасатель не умеет трудиться в команде: не понимает коллег с полуслова, тянет одеяло общего дела на себя, плохо усваивает новый материал, не подчиняется приказам старшего в группе.
Вообще, опыт командной работы имеет колоссальное значение именно для того, чтобы, оказавшись на месте происшествия, не тратить время на указания, кому что делать.
– Спасатель, проработавший год, и я со стажем 17 лет – мы в группе наравне, но в споре по работе, если он возникнет, мое слово решающее и последнее в силу опыта, – подчеркивает Серик.– При этом не забываем, что и я советуюсь с более опытными коллегами, прислушиваясь к их рекомендациям.
Взять хотя бы историю в бывшем онкологическом диспансере, когда человеку зажало руку лифтовым тросом – ужас для потерпевшего заключался в том, что туго натянутый трос не давал спасателям ни малейшего шанса приподнять или обрезать его. Фактически на руке мужчины висели и лифт, и противовес одновременно. Если начать освобождать одну чашу «лифтовых весов», начнётся неизбежное движение троса, которое ещё больше травмирует руку. Спасатели вызвали медиков, которые обеспечили анестезию и наблюдали за пациентом, пока остальные возились с лифтовым оборудованием. Решение проблемы нашлось только коллегиально – придумали зафиксировать лифт и освобождать блоки противовеса по 50 кг каждый. Трос ослаб, руку освободили. Вся операция заняла 15 минут.
– Мы, прежде всего командные игроки, хотя в иных случаях приходится действовать индивидуально. Если возникает какая-то нестандартная либо сложная ситуация, я иду туда сам, чтобы на месте определиться, что произошло, – признается собеседник. – Например, во время первой волны пандемии нас часто вызывали участковые врачи с подозрением на то, что в квартире находится пациент, больной коронавирусом, который не отвечает на звонки и не открывает двери. Ребят своих туда не пускал, шел сам вскрывать двери, естественно, соблюдая все меры предосторожности.
Хорошо когда спасатели ладят с животными или, в крайнем случае, не боятся их.
– Больше, чем с агрессивными собаками, приходится сталкиваться с агрессивными кошками, которые нападают не хуже сторожевых псов, – улыбается Серик. – Конечно, прежде чем заходить в квартиру, мы узнаем от хозяев или соседей, есть ли в доме животное. Нас уверяют, что в квартире либо щенок, либо спокойная дворняжка. Но мы-то понимаем, что заходим на территорию, на которой она хозяйка.
Чтобы чуть успокоить собаку, специалисты стараются заходить всё-таки через балконную дверь, а не через окно, и, огородившись чем-нибудь, загоняют животное в другую комнату, чтобы не мешало работать и не тратило драгоценное время.
– Нельзя сказать, что время – друг или враг или союзник, но можно сказать, что мы работаем на время, а каким оно будет, быстрым или медленным, уже зависит от нас.
По словам собеседника, спасатели – это в какой-то степени уникальные люди с извечной тягой спасать. Бывает, приходят молодые специалисты, смотрят, что зарплата маленькая – уходят, но учитывая специфику работы, сложно предположить, что сюда придёт и здесь останется случайный человек. Спасатель – это призвание.