История одного памятника: железнодорожная мозаика

История одного памятника: железнодорожная мозаика

В районе ремонтно-локомотивного завода на улице Путейской за железнодорожными путями стоит мозаичное панно. Оно давно примелькалось тем, кто проходит мимо каждый день, но сразу бросилось в глаза корреспонденту @Pavlodarnews.kz, который попытался выяснить историю этого бетонно-каменного полотна.

На мозаике указаны две важные в истории павлодарского отделения железной дороги даты: 1924 – год открытия Павлодарской железнодорожной станции и 1994 год – ее 70-летие, когда, собственно, и установили картину. Рядом с основным панно – дополнительная мозаика, на ней Иртыш с характерными чайками.

При помощи смальты – цветного непрозрачного стекла – на панно изображен исторический сюжет развития павлодарской железнодорожной станции от первых маломощных паровозов до тепловоза, идущего через степь и тянущего за собой вагоны, и масштабное жилищное строительство. К юбилею Павлодарское отделение Целинной железной дороги могло похвастать возведенным жилфондом для работников на 411 домов, общей площадью 337 тысяч кв.м, и наличием пяти общежитий на 1219 мест.

Коренные жители, отображенные на панно, – и отсылка в далекие годы, когда здесь еще ничего не было, и привязка к местности казахской земли.

– В районе нынешнего ЖД-вокзала была голая степь и железнодорожная ветка на Кулунду. Людям, приезжающим в Павлодар омским поездом, помогало местное население. Понятия такси еще не было. Вещи и пассажиров развозили по городу на телегах, – рассказал бывший начальник Павлодарского отделения железной дороги, почетный гражданин Павлодара и области Аби Саркыншаков.

До освоение целины, когда 28 февраля 1954 года трудящиеся Павлодара встречали первый отряд молодых энтузиастов Алма-Аты, в городе было два больших предприятия – судоремонтный завод и железная дорога с локомотивным депо и станцией.

Округлые формы кабины локомотива, расположенного по центру мозаики, помогают узнать тепловоз серии ТЭ-10. Хотя первыми в Павлодар в 1961 году прибыли три локомотива серии ТЭ-3. Изображение семафоров указывает на электрификацию железнодорожных путей участков Павлодар – Экибастуз – Акбидаик – Ушкулын – Аксу, которая началась в 1980 году, а полностью завершилась лишь в 2005.

По воспоминаниям Аби Саркыншакова, с инициативой установки мозаики к юбилею станции выступили тогдашний начальник локомотивного депо Айген Эмильевич Клет и председатель профсоюзного комитета Сергей Гургенович Бунятов.

Удалось выяснить, что в то время художником-оформителем при локомотивном депо работал Иван Колинько. Он же занимался художественным оформлением ДК железнодорожников (ныне КДЦ «Шанырак»), там до сих пор висят две его пейзажные фрески.

Между тем в городе есть свидетель того, как все начиналось в 1924 году. Это здание паровозного депо, которое в следующем году отпразднует уже свое столетие. Здание и правда строили на века, вложили и труд, и умение, и душу. Ни на фундамент, ни кладку, ни на внутреннее устройство время никак не повлияло.

По словам заместителя руководителя экспериментально-конструкторского бюро Богенбая Копеева, пол, залитый бетоном полутораметровой толщины, оказался такой прочности, что попытки сделать какие-то углубления под оборудование ни к чему не привели. Фасад обшили, пол покрыли плиткой, деревянные окна заменили на стеклопакеты, но с двадцатых годов здесь остались поперечные стойки потолочных светильников, вентиляция в округлой крыше, а подкрановые пути кран-балки тянутся через все помещения – для удобной транспортировки в цех крупногабаритных грузов.

– С 1924 по 2021 год в задании располагались последовательно: паровозное депо, вагонное депо, дорожно-экспериментальные мастерские, проектно-конструкторско-технологическое бюро, с 2004 года по сегодняшний день конструкторско-экспериментальный центр.

Есть в депо и вовсе уникальный памятник, своего рода капсула времени – впечатанная в фундамент нивелированная марка с отливкой: «Точная нивелировка. Геодезический комитет Высшего совета народного хозяйства. 6482».

Так уж получилось, что железнодорожная мозаика находится на стыке двух времен, примыкая к прошлому – располагаясь у забора старого паровозного депо, лицом обратившись на новое локомотивное депо. Выбор места железнодорожники объясняют тем, чтобы приходя на работу, они всегда могли видеть и помнить, с чего все началось, и чем продолжает жить Павлодарская железнодорожная станция.

Константин Шелков
Фото автора

Автор выражает благодарность главному хранителю фондов Павлодарского областного художественного музея Ольге Пашко и собственному корреспонденту республиканской отраслевой газеты «Қазақстан теміржолшысы» Айдане Ертай за помощь в сборе материалов.