Как поймать «зайцев»: павлодарский контролёр о буднях на маршруте

Около 15 процентов пассажиров в Павлодаре не оплачивают проезд, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Жибек Семёнова – старший контролёр. Её рабочий день начинается в семь утра и заканчивается в девять вечера. До выхода на маршрут она – мама пятерых детей: двое студентов, двое школьников и один воспитанник детского сада. Несмотря на плотный домашний график, Жибек успевает следить за порядком в общественном транспорте и ловить тех, кто решил прокатиться бесплатно.
Когда в сети городского общественного транспорта отменили должность кондуктора и ввели систему контролёров, Жибек прошла краткосрочные курсы и переквалифицировалась. Ежедневно на маршруты автобусов 3 и 003 выходят три контролёра. У каждого – своя печать и тетрадь, в которой фиксируются маршруты и график посещения автобусов.
– Вечером сдаём отчёты, я как старший контролёр делаю сводку и отправляю её в офис. Наша задача – проверять оплату проезда, разрешать конфликтные ситуации, если они возникают. Мы также стараемся напоминать павлодарцам о правилах поведения в транспорте и уважении к труду водителя, – рассказала Жибек.
«Зайцы» всё ещё встречаются – даже камеры в салонах не останавливают тех, кто пытается прокатиться бесплатно. Но, как отмечает контролёр, большинство пассажиров оплачивают проезд честно. А если нарушение выявлено – действуют по закону, без исключений.
– За неоплату предусмотрен штраф в размере двух месячных расчётных показателей. В моей практике были случаи, когда пассажир отказывался платить. Приходилось обратиться за помощью в полицию, они оформляли правонарушение. Лучше заплатить 100 тенге, чем иметь дело с законом, – говорит Жибек.
Работа контролёра требует не только внимания, но и немалых физических усилий. По словам Жибек, она постепенно привыкла к постоянному общению с людьми, научилась объяснять, сглаживать острые моменты и даже обмениваться добрыми словами с дачниками.
– Весной автобусы превращаются в маленькие клубы садоводов: бабушки щедро делятся секретами хорошего урожая, рассказывают, как вырастить помидоры с характером и клубнику без капризов. Такие беседы – как луч солнца в рабочем дне, греют душу и делают маршрут теплее, – улыбается Жибек.
С наступлением холодов контролёры уже утеплились, ведь каждый день они проводят более 12 часов на ногах. Особенно тяжело в часы пик.
– Бывает всякое, но я стараюсь сохранять позитив. Тогда и пассажиры отвечают добром, не грубят, показывают QR-коды, понимают мою работу. Иногда приходится сталкиваться с агрессией. Контролёры – первые, кто попадает под горячую руку, когда человек раздражён или не согласен с правилами. В такие моменты главное не отвечать на эмоции, а попытаться понять, что человек хочет сказать. Бывает сложно, но стараешься сгладить конфликт, – делится опытом собеседница.
Жибек Семёнова призывает павлодарцев быть добросовестными пассажирами и уважать труд работников общественного транспорта. Она старается с пониманием относиться к студентам, у которых может не оказаться денег на проезд, но подчёркивает: правила есть правила.