«Мужики играют на баяне»: как павлодарец стал чемпионом в музыке

«Мужики играют на баяне»: как павлодарец стал чемпионом в музыке

Чемпион мира среди баянистов и аккордеонистов Олжас Нурланов работает в Москве и гастролирует по Европе. Корреспонденту @Pavlodarnews.kz он рассказал, с чего начинался его творческий путь и как определить настоящего профессионала.

Олжас Нурланов родился и вырос в Павлодаре, окончил музыкальный колледж. С детства неоднократно становился призёром и победителем престижных международных конкурсов. Олжас окончил специалитет Российской Академии музыки имени Гнесиных, обучается в учебном заведении в ассистентуре-стажировке. Также является солистом Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Зыкиной. Преподает в государственном музыкально-педагогическом институте имени М.Ипполитова-Иванова. 

Казалось бы, чемпион мира – понятие исключительно спортивное. Но, как оказалось, в мире искусства тоже есть такие регалии. В 2021 году в Мюнхене проходил Кубок мира среди баянистов и аккордеонистов. Победив, Олжас Нурланов получил общепризнанный титул чемпиона мира. Этот конкурс проводится уже 85 лет. В том году в Мюнхен приехали музыканты из 30 стран. 

– Я играл произведения Баха, Скарлатти, Глинки, третью сонату Золотарёва и многие другие. Все партии были сложные, а играть другие, попроще, на конкурсе такого уровня нет смысла. Там выступают исключительно профессионалы, – вспоминает Олжас.

«Мужики играют на баяне»

Как рассказал Олжас, уже с двух лет он играл на воображаемом баяне. Повлиял пример отца, известного павлодарского баяниста Мейрмана Алимкулова. Дед тоже любил этот инструмент.

– Думаю, это уже наследственное. Мама – пианистка, сестра тоже играет на этом инструменте. Семья творческая, и с детства я был окружён музыкой, а потому и другого пути для себя не видел. Наверное, я впитал любовь к нотам ещё на генетическом уровне, – говорит Олжас.

В колледже мама пыталась заинтересовать Олжаса пианино, даже попросила известного пианиста Аскара Кульшарипова сыграть для шестилетнего ребёнка. 

– Я послушал этого виртуоза, мне понравилось, но я был непреклонен – хотел играть на баяне, как отец. И вот я, шестилетний, выдал маме такую фразу: «Нет, мужики играют на баяне». Для меня отец был и остаётся примером для подражания, – вспоминает собеседник. 

Олжас признаётся: для него нет произведения, которое может затмить все остальные. Каждое для музыканта уникально. 

– Я люблю всё, что играю. Если мне не нравится – я это исполнять не буду, – говорит Олжас.

По его мнению, чтобы играть музыку, её надо чувствовать. И этому невозможно научить. Конечно, и в этом случае можно играть, но тогда исполнительское искусство превращается исключительно в умение вовремя нажать на клавиши. Такие люди есть в любой творческой сфере, не обязательно только в музыке. А бывает так, что для человека его дело – это нечто более важное, то, к чему он относится с душой. Именно так, считает Олжас, и рождается истинный профессионализм.

Основы музыкального образования он получил в Павлодаре, расти профессионально начал в Москве. По его мнению, между российским и казахстанским музыкальным образованием есть свои отличия. 

– Это ведь всё одно постсоветское пространство, и уровень профессионализма, требования в наших странах схожие. Просто в Москве больше учебных заведений, больше профессионалов. Разница только в количестве. С гордостью могу сказать, что качество казахстанского музыкального образования высокое, – добавил Олжас.

В этом году он вновь посетил Кубок мира, но уже не как участник, а как приглашённый гость. Масштабный конкурс провели в Боснии и Герцеговине. В контексте конкурса Олжас Нурланов вместе с победителем Кубка мира 2019 года Кириллом Русиновым дал сольный концерт. Три сольника у него прошли в Сербии. 

– Горжусь тем, что третий год подряд Казахстан участвует в Кубке мира среди баянистов и аккордеонистов. И нас уже там ждут, как профессионалов. Мы уже зарекомендовали себя, – отмечает музыкант.

После Кубка мира Олжас отправился в Италию, где завоевал «серебро» в престижном международном состязании баянистов в итальянском Кастельфидардо. Вместе с ним выступал казахстанец Танбол Ерлик, который вошёл в тройку лучших юниоров.

Часть души

Олжас – академический исполнитель, и саундтреки к современным фильмам или каверы его пока не заинтересовали. При этом палитра его классического репертуара разнообразна – от музыки эпохи барокко до джаза. Старается регулярно обновлять программу.

– Играю всё, – с улыбкой говорит Олжас.

В его ближайших планах – концерт в Омске. После этого он выступит в Москве и Екатеринбурге. Программы гастрольных туров Олжас активно анонсирует в социальных сетях.

Музыкант не всегда играет один. Были у него дуэты с другими музыкантами. К примеру, с домбристом Темирланом Олжабаем состоялся сольный концерт, выступал он и с балалаечником Амиром Жалимовым. В сольном исполнении, на его взгляд, есть своя сложность – вся ответственность лежит исключительно на тебе.

– Сольное выступление – это некая импровизация. Понятие «отработанное выступление» – это как раз о способности просто нажимать на клавиши, о чём мы говорили ранее. А если ты свободен в материале, играешь по настроению, а не как отработал, – это в моём понимании импровизация. Каждый раз можно одно и то же произведение играть по-разному, – считает баянист.

И, конечно, невозможно стать виртуозом без музыкального инструмента. По мнению Олжаса, его баян – это часть души. Его нельзя просто так сменить. 

– Один инструмент может быть с музыкантом до конца жизни. Его можно ремонтировать, модернизировать, но он у тебя один. Мой баян мне купили родители семь лет назад. Это был щедрый подарок от них, потому что инструмент очень дорогостоящий. У меня отношение к моему баяну как к самому сокровенному. А если музыкант относится к инструменту просто, как к вещи, то я бы не назвал его профессионалом в нашей сфере, – говорит Олжас Нурланов.

Он посоветовал павлодарцам слушать классическую музыку – ведь это развивает не только ум, но и душу. 

Фото nurlanov_olzhas