Физика на вкус: учитель из Экибастуза объясняет законы природы через микрозелень

Молодой специалист заинтересовался микрозеленью благодаря TikTok, а теперь с её помощью помогает школьникам понять физику, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Мансур Калиев восемь лет преподаёт физику в специализированной школе-лицее «Зерде». Два года назад он увлёкся выращиванием микрозелени – сначала сам, а затем заинтересовал и учеников.
По словам Мансура Калиева, профессия учителя требует постоянного поиска новых идей, которые могут вдохновить не только его самого, но и коллег, и детей. В творческом поиске он даже пробовал запустить проект по муравьиным фермам, но с появлением микрозелени направление резко сменилось.
– Сначала прошёл курсы, чтобы разобраться в теме. Потом начал практиковаться – всё получалось, и появилась идея развивать это дальше, в том числе продавать зелень. Ведь её используют в ресторанах и кафе. Мы создали логотип, открыли страницу в Instagram, и дело пошло. Позже я начал рассказывать об этом детям, и многим тема понравилась, – рассказал педагог.
Так родились школьные проекты по выращиванию микрозелени. Но на этом дело не остановилось. Сегодня Мансур Калиев использует растения как наглядный инструмент для объяснения физических законов – просто, понятно и без скучных формул.
– Физика – наука экспериментальная. Я люблю показывать, как она проявляется в повседневной жизни. Выращивание микрозелени – отличный пример: здесь и теплообмен, и массообмен, и фотосинтез, и влияние освещённости на рост. Идея объединить микрозелень с физикой пришла естественно, чтобы через реальный проект сделать науку интересной и живой, – поделился мнением собеседник.
Сочетание «физика + растения» звучит неожиданно и это вызывает у детей любопытство: «А как это связано?» Им нравится видеть, как знания применяются на практике: измерять температуру, влажность, освещённость и наблюдать, как из семян появляются ростки. Это даёт чувство успеха и гордости.
Сегодня педагог не только объясняет школьникам, что такое ускорение и момент импульса, но и с лёгкостью рассказывает, как выращивать горох, амарант, редис и пшеницу. В планах создать кабинет физики – мини-фермы, где под светодиодными лампами будут стоять лотки с зеленью. А между объяснениями по теме «Законы динамики» – реальные примеры из домашнего агробизнеса.
– Будущая мини-ферма – это многоярусные полки для экономии пространства и увеличения урожая. Светодиоды разного спектра, управляемые таймером. Дети смогут измерять освещённость, проверять, как спектр и интенсивность влияют на рост. Для автоматизации – датчики влажности, температуры, уровня воды, подключённые к простому контроллеру, например Arduino. Это позволит изучать принципы работы датчиков и автоматическую систему полива, – поделился планами учитель физики.
В будущем со своими учениками он планирует открыть кружок «Физика роста», где школьники будут проводить опыты по агротехнологиям, рассчитывать модели LED-освещения и пробовать выращивать экзотические сорта микрозелени.
Мансур Калиев мечтает превратить мини-теплицу в центр современных знаний и практик.