Почему согым остаётся частью традиционных устоев павлодарских семей

Почему согым остаётся частью традиционных устоев павлодарских семей
Фото Константина Шелкова

Это не просто заготовка мяса на зиму, а целая наука, пережившая века, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

В Железинском районе проживают около 14 тысяч человек, и почти в каждой семье готовят согым. Председатель совета матерей Железинского района Шуга Нургалиева развеяла сомнения в том, что нынешняя молодежь забывает традиции кочевников.

Шуга апай объяснила, чем отличается куздык от согыма, и подчеркнула важность обоих:

Осенняя заготовка мяса это, конечно, крупный рогатый скот. Но важно не просто зарезать, а прежде вырастить и подготовить животное именно для этого. Как говорили наши предки: «40 дней привязываешь, 40 дней откармливаешь». А это уже про согым. Тогда мясо будет нежным, сочным и вкусным, потому что его готовили специально, по особому методу, говорит Шуга Нургалиева.

В семье Нургалиевых согым особый ритуал, традиция, формировавшаяся веками. Уже в конце октября они выбирают скот для забоя.

Для согыма мы не берём животных с отгона. Их мясо будет жестким, и наваристый бульон не получится. Поэтому лошадь привязываем в сарае и ухаживаем за ней 40 дней. Подготовить кормление тоже нужно умение: у каждой семьи свои методы. Лошадь не станет пить грязную воду или есть некачественный фураж. Поэтому у нас корм строго по меню, рассказала Шуга апай.

В семье Нургалиевых семь братьев и сестёр, и каждый раз они собираются вместе. Забой скота превращается в большое семейное событие, куда приходят не только родные, но и соседи. Одни желают сытной зимы, другие спешат угоститься свежим мясом и попробовать ароматный куырдак. Для близких накрывают дастархан с бешбармаком, для старших готовят отдельный стол, а коллеги семьи тоже не упускают возможность отведать молодую конину.

Шуга Нургалиева призывает хранить казахские традиции.

Для городских жителей всё выглядит иначе: многие просто покупают мясо по объявлениям, не вникая в сам процесс. Но удовольствие это не из дешёвых.

Корреспондент @Pavlodarnews.kz поинтересовался ценами на мясо в живом весе. Например, фермер из Кеменгера предлагает услуги по резке и доставке прямо до дома, может продать полтуши. В продаже лошади разного возраста: кунан, тай, полуторагодовалые и двухлетние.

«Продаём мясо с откорма по 2800 тенге за килограмм. Вы сами выбираете тушу или полтуши, резка бесплатная и проводится при вас. Взвешиваем только мясо на электронных весах, кишки и сбой отдаём без доплаты. Полтуши нарезаем под ваши пожелания, услуги пилки предоставляем отдельно. Доставка до подъезда бесплатная. Находимся всего в 20 километрах от Павлодара. Вес туши начинается от 160 килограммов. Живьем не продаём», пишет фермер.

Такие объявления пользуются большим спросом: опубликовано всего три дня назад, а просмотров уже более 37 тысяч.

Есть и другие предложения: говядина туша тайынша, молодой коровы, стоит 3200 тенге за килограмм.

«Продаю откормленных упитанных животных для согыма: коров, лошадей и овец. Всё лето паслись на жайлау, мясо красное, сочное и очень вкусное. Забиваем по-мусульмански, доставку в город делаем бесплатно. Вместе с мясом идут голова, ноги, печень, лёгкие, желудок и сердце. Телята 8-9 месяцев стоят 270 тысяч тенге, годовалые – 300 тысяч при весе примерно 90-100 килограммов, полуторагодовалые – 400 тысяч при весе 120-130 килограммов, трёхлетние – 550-600 тысяч в зависимости от веса. Звоните в любое время, пусть ваш согым будет сочным», говорится в объявлении.

А что показывает статистика? По данным департамента статистики области, молодняк крупного рогатого скота в Павлодарской области стоит от 323 до 380 тысяч тенге. Самый дорогой скот у фермеров Аксу и Щербактинского района. Коровы мясных пород от 380 до 570 тысяч тенге, самые дорогие в Павлодарском районе и аулах Экибастуза. Лошади от трёх лет и старше продаются по цене от 520 до 670 тысяч тенге. Молодняк до трёх лет стоит от 581 до 600 тысяч. В продаже есть и жеребята до полутора лет, средняя цена по области – 329 тысяч тенге.

Всё же в казахском понимании зима без согыма не зима. Наши предки веками жили с этой традицией, превращая её в часть национального кода. Согым символ достатка, заботы о семье и уважения к обычаям. Когда в доме пахнет свежесваренным бешбармаком, когда за одним дастарханом собираются родные и соседи, именно тогда чувствуется настоящая казахская зима: тёплая, сытная и наполненная духом предков.