Секреты профессии: координатор СМИ

Когда мы смотрим новости по телевизору, читаем статью на сайте или репортаж в социальных сетях, мы видим журналистов – тех, кто находится в центре событий, берёт интервью, ведёт прямые включения. Однако за кадром остаются не менее важные участники этого процесса: редакторы, операторы, а ещё глубже, на стыке всех этих ролей, человек, о котором знают единицы, – координатор. С этим специалистом общался корреспондент @Pavlodarnews.kz
По мнению координатора телекомпании Ирбис Розы Хасеновой, чтобы овладеть этой профессией, надо уметь разговаривать со зрителями по телефону: выяснять их проблему, уточнять какие-то важные моменты, помогать им и быть тем мостом, который свяжет обратившегося и журналиста.
Зачем вообще координация в таком формате, если есть общий телефон на редакцию.
– Не все бывают свободны. Репортеры в основном на выездах, а даже если в редакции, они заняты: пишут сюжеты, занимаются своей работой. А координатор разговаривает непосредственно со зрителем и связывает его нужным журналистом, – объясняет собеседница. – Например, если криминал, то лучше перенаправить корреспонденту, который занимается этой темой, коммунальная сфера – есть журналисты, которые хорошо разбираются в этой сфере.
В срочных случаях – пожар или драка, или еще что-то чрезвычайное – координатор не теряет самообладания и передает информацию по цепочке. Журналист, естественно, согласовывает с главным редактором, а администрация решает – ехать или нет.
Проблемы разнообразны, но по большей части в редакцию обращаются с коммунальными вопросами: не могут решить проблему с соседями или найти общий язык с КСК.
– Нам звонят: «Помогите нам. Что делать с этим КСК, который никакие проблемы не решает, и куда мне обратиться?». Я сразу спрашиваю: если вы хотите рассказать об этом на камеру, чтобы дать это в эфире, то мы направляем журналиста, – объясняет процедуру Роза Хасенова. – Если зритель отказывается, есть два пути. Мы предлагаем просто снять проблему на видео и отправить нам, мы покажем это в мобильном приложении. Многие так и делают. Или же я им даю непосредственные контакты тех коммунальных служб, которые занимаются этими вопросами.
Роза говорит, что порой невольно ощущает себя сотрудником службы психологической поддержки.
– Иногда я часами сижу на телефоне, разговариваю с человеком, выслушиваю, стараюсь успокоить. Некоторые звонят с истериками, в основном женщины, мужчины, как правило, звонят озлобленные, – признается координатор. – Я говорю : «Успокойтесь, надо поговорить, спокойно все выяснить». Понимаю, что человек, может быть, от безысходности звонит, куда ему обращаться уже, только на телевидение. Может быть, мы его последняя надежда.
Впрочем, случаются звонки с жалобами непосредственно на журналистов.
– Тоже стараюсь объяснить человеку, смягчить его, объяснить ситуацию: почему журналист так поступил. Например, спикер дал интервью, а журналист на своё усмотрение вырезает какой-то кусочек его речи, а какие-то кусочки остаются за кадром. «Я сказала то-то и то-то, а вы по телевизору показали другой фрагмент». Я отвечаю: «Это уже на усмотрение журналиста. Вашу информацию он своими словами за кадром высказал».
Чтобы быть в курсе всего, координатор в обязательном порядке просматривает новости и передачи, которые выходят на канале, перечитывает тексты в социальных сетях.
– Бывает так: после сюжетов на тему благотворительности нам люди звонят, спрашивают контакты, чтобы помочь. Для таких случаев нужные телефоны у меня всегда под рукой.
При этом собеседница не считает, что подобные звонки на телеканал порождают иждивенческий взгляд на мир, хотя многие номера телефонов можно самому найти в 2GIS. Просто люди порой не знают систему, не знают, куда обращаться со своей проблемой. Координатор же может задать направление поиска решения, подсказав обратиться в прокуратуру, в полицию, в жилинспекцию и т.п.
– Иногда по телефону люди рассказывают про очень тяжелые моменты в своей жизни, и тогда я невольно думаю: «Всевышнему спасибо, что у меня еще не такое положение, как у этого человека». А может, это судьба посылает мне такие сигналы в тот момент, когда, как мне кажется, я нахожусь в психологическом кризисе, тупике, но кто-то звонит, рассказывает о своей проблеме, и я понимаю, что по сравнению с этим мои беспокойства – просто пустяки.
В обязанности Розы входит и координация выездов журналистов на съёмки. Специалист формирует выездную бригаду: водителя, оператора, расписывает время выезда и держит на контроле, когда и кто заберет группу и вернет ее в редакцию.
– Кандидаты в координаторы попадаются разные. Есть такие, которые не умеют правильно разговаривать с людьми, не могутли подсказать. А бывали и такие, кто плакал вместе с тем, кто рассказывал жалостливую историю. Они уже не помогали человеку, а вместе с ним уходили в его проблему, – вспоминает собеседница. – А есть другой типаж: с людьми разговаривают нормально, но не могут наладить коммуникацию внутри коллектива, со всеми его службами.
Не каждый журналист, говорит Роза Хасенова, может работать координатором. Некоторые любят движение, выезды, постоянный контакт с внешней средой, с людьми, с местом события. А координатор – это всё-таки больше статичная, административная работа, где ты должен быть собранным, спокойным, уметь анализировать, направлять, не поддаваясь эмоциям.
– Если журналист обладает такими качествами, как коммуникабельность, терпение, организованность, если он умеет разговаривать с людьми не только на камеру, но и в более тесном, неформальном, даже иногда психологическом ключе, он может быть координатором. Особенно если он понимает, как устроена редакция изнутри, как выстраиваются процессы. Но при этом он должен быть готов сидеть, организовывать, а не бегать с камерой по полям и улицам. Всё зависит от человека, – убеждена собеседница.
По её мнению, координатор должен слышать, понимать и чувствовать. Важно не только дать нужный номер или контакт, а по-человечески поддержать, подсказать путь, направить. Именно это придаёт смысл профессии – быть рядом в трудную минуту, даже если тебя не видят, а только слышат.