Секреты профессии: мастер-дорожник

Секреты профессии:  мастер-дорожник
Фото: Константина Шелкова

Корреспондент @Pavlodarnews.kz задался целью посчитать, людей скольких профессий надо задействовать, чтобы построить дорогу. 

Помощь в данном вопросе оказал мастер-дорожник: специалист по строительству, ремонту и эксплуатации дорог «КазАвтоЖол» Александр Пронин. За 39 лет он прошел путь от водителя бульдозера, главного механика, начальника асфальтобетонного завода до начальника участка, инспектора технадзора, прораба, начальника участка по монтажу железобетонных конструкций, начальника гарантийного обслуживания моста, начальника дорожно-эксплуатационного управления.

– Давайте посчитаем профессии: руководитель проекта, его заместитель, геодезист, геолог, прораб, начальник участка, главный инженер, мастер, механик, машинист комбинированной дорожной машины, машинист шнекоротора, дорожный рабочий, отметчик, экскаваторщик, погрузчик, бульдозерист, автогрейдерист, машинист катка, водовоза, асфальтовоза, асфальтоукладчика, трактора, маркировочной машины, автовышки, самосвала, технолог и лаборант, логист, специалист технадзора, – перечислил Александр.

Можно, конечно, туда же включить рабочих завода по выпуску асфальтобетона, а там тоже полный список специалистов. 

– Проработав в дорожной системе почти 40 лет, я уверен, что выбрал для себя лучшую профессию, – признается Александр. – Поверьте, это очень приятно – ехать по дороге или мосту, который своими руками построил. Конечно, хочется опыт передать – мы, пенсионеры, уже уходим, а среди молодёжи дорожных специалистов мало. Да и трудная у нас работа: все время в поле, ветер,  песок, летом жара, зимой холод. Жить приходится в выездном городке, работать в две смены, дневную и ночную.

Технология строительства автодорог в целом не меняется. Сначала кладется и утрамбовывается песок, потом три слоя щебня разной фракции, расклинцовка или уплотнение щебня, сверху это все покрывает асфальт. Изменения коснулись различных присадок к асфальту, добавления цемента в щебень и так далее. Подготовительные работы идут круглогодично. Перерыв делают лишь в период сильных морозов: январь, февраль, март, когда идет глубокое промерзание грунта. С наступлением тепла работы возобновляются, а как только среднесуточная температура достигнет 15 градусов тепла начинается укладка асфальтобетона.

– В советское время у нас был асфальтоукладчик и 2-3 катка. Сейчас, как можете видеть, есть и шинные катки, и вальцовочные, по 5-6 видов. Ресайклер, асфальтоукладчики со спутниковым навигатором и автоматикой в управлении, – делится информацией наш собеседник.

По его словам, многие задаются вопросом: отчего асфальт трескается, если технология строительства соблюдена? Первое: у нас резко-континентальный климат, перепады температур. Второе: почва тоже находится в движении, деформируя и разрушая асфальтовое покрытие. Третье: грузоподъёмность дорог не безгранична, а ее всякий раз проверяет на прочность многотонная грузовая техника.

Александр Пронин считает: работа на дороге дает колоссальный опыт, что позволяет вести диалоги на равных со специалистами на всех этапах строительства. Есть возможность подсказать лучший способ выполнения задачи, и есть возможность обсудить и принять сторону специалиста, который все делает по-своему, потому что так ему удобнее, но нужного результата он достигает. Просто надо учиться, не стесняться и спрашивать, пополняя свой опыт.

– Был такой случай при строительстве моста «Нурлы Жол». Проектировщики никак не могли сделать схему деформационного шва над проблемным участком, где проходит теплое течение.  Деформационный  шов – это 40-сантиметровая балка, которую надо было вымерить, заварить, где не варится, проложить сетку и забетонировать. Таких швов нужно было установить три, и чтобы стояли веками. Мы посидели, подумали и через 2-3 дня выдали схему, а потом и сделали как надо.

По жизненному опыту Алексадра Пронина, работа на дороге хороша тем, что даже у человека с лопатой есть возможность роста, и если он сам хочет расти, он учится, становится мастером, прорабом, начальником участка, преумножая и применяя знания на благо любимого дела – строительства дорог.