Иное в мире музыки: кто находится в сердце павлодарского джаза
Местный джазовый оркестр возник в 1985 году. Сначала он был ученическим, но быстро перерос в профессиональный. Почти за 40 лет музыканты успели опробовать разные ритмы. Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнал, кто этот ритм задаёт.
30 апреля во всем мире отмечали международный День джаза. Для Павлодара этот праздник особенно важен, ведь при областной филармонии имени Исы Байзакова создали один из лучших джаз-оркестров страны. Его руководитель, известный музыкальный деятель Виктор Шейкин считает, что джазовый оркестр – это другой мир с иным музыкальным языком.
– Джазмены играют по-другому, у них своя ментальность, – убежден собеседник. – Дирижёром же нужно родиться, научить этому нельзя. Как родился, к примеру, человек с определенным цветом глаз. Волосы ведь можно покрасить, а вот глаза не изменишь.
Виктор Шейкин родился и учился в Павлодаре, в музыкальной сфере работает уже полвека.
– Пуповиной я прирос к берегу Иртыша. Вся семья у нас музыкальная. С детства слушал музыку, причём классическую, потому что старшие учились в музыкальной школе, и они играли по нотам разные произведения. Старший брат ещё в школу не ходил, а уже играл в народном оркестре и солировал на мандолине, – вспоминает джазмен.
Юный Виктор по стопам старших Шейкиных поступил в консерваторию. Продолжил обучение на отделении духовых инструментов павлодарского училища. Уже тогда педагоги разглядели в молодом музыканте дирижерский талант.
– Хоровики приходили на экзамен и говорили, что мне обязательно нужно работать с оркестром. Моё дирижирование даже записывали на пленку. Тогда я и понял, в чем мое призвание. Получив такую поддержку от своих наставников, слыша их похвалу, я смело продолжил свой путь, – рассказал мастер.
По мнению Виктора Шейкина, музыкант должен обладать хорошим ладотональным слухом. Благодаря этому человек чувствует каждый аккорд, различает гармонию.
– Абсолютный слух – это как градусник: теплее, холоднее и больше ничего. Ноты знает, а сопоставить их не может. Слух, напротив, мешает. В основном ноты я пишу сам, дирижируя без партитуры. Я доподлинно знаю, у кого из музыкантов какая партия. Дирижёр симфонического оркестра – это метроном: вниз-вверх, вниз-вверх, а в джазе он – сердце, душа, мотор! – пояснил Виктор Шейкин.
Однажды на концерт в Алматы к музыкантам пришла пресс-атташе американского посольства Сьюзен Вайднер. Она высоко оценила профессионализм павлодарского джаз-бэнда и организовала для них поездку на родину джаза – в США.
За эти годы в джаз-оркестре сменилось не одно поколение музыкантов. Из самого первого состава остался только Юрий Халимон.
Под руководством Виктора Шейкина играют двадцать человек, и каждое их выступление – мини-спектакль, в основном благодаря незабываемой манере дирижера играючи управлять всем процессом. Эту дирижерскую легкость, умение «играть» с залом Виктор Шейкин придумал сам. Вернее, не придумал, а оно родилось само от свойств его живого темперамента, которым он заряжает всех вокруг. Обаяние и открытость должны быть у артиста, считает дирижер, наглядно доказывая это собственным примером.