Где металл не прощает ошибок: павлодарские дефектоскописты ищут невидимые трещины

С развитием машиностроения в Казахстане сформировалась собственная инженерная школа, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Одной из таких технически сложных и ответственных профессий стала работа дефектоскописта – специалиста, от которого зависит качество и безопасность продукции.
Татьяна Вальтер трудится в компании Railways Systems KZ, где стандарты качества соответствуют мировому уровню. За её плечами – 14 лет непрерывной практики.
Она работает в аккредитованной лаборатории неразрушающего контроля, специализирующейся на исследовании цельнокатаных колес.
– Работа дефектоскописта напрямую связана с качеством и безопасностью продукции. Здесь нельзя ошибаться: от нашей внимательности зависит надёжность деталей. Главная задача – найти скрытые дефекты, которые не видны глазу. Для этого мы используем методы неразрушающего контроля. Например, ультразвуковой контроль помогает выявить внутренние повреждения, а магнитопорошковый – обнаружить дефекты на поверхности и чуть ниже неё, – рассказала дефектоскопист.
Продукция, которую проверяет Татьяна, относится к категории повышенной ответственности: от её качества зависит безопасность железнодорожного движения всего Казахстана.
– Независимо от объёмов производства каждое колесо проходит строгую проверку на соответствие ГОСТ и отраслевым нормативам включая ISO и EN. Работа требует максимальной концентрации: важно не только владеть методикой, но и уметь правильно интерпретировать сигналы приборов, чтобы не пропустить критический дефект, – подчёркивает собеседница.
По ее словам, несмотря на кажущуюся рутину, каждая смена уникальна.
– Даже при серийном производстве каждое изделие имеет свои особенности и может скрывать разные дефекты. Благодаря современному оборудованию, которое предприятие своевременно внедряет, добиваемся максимально достоверных результатов, – уверена Татьяна Вальтер.
Но не только технология и ответственность делают профессию значимой.
– Приятно получать достойную оплату за качественно выполненную работу, особенно там, где ценят твой профессионализм. Я за хорошую атмосферу в коллективе, за производство, где приятно работать, где можно делиться знаниями и опытом. Быть дефектоскопистом – значит трудиться там, где качество металла и безопасность движения не допускают компромиссов. Это профессия, требующая технической грамотности, внимательности и постоянного развития, – говорит специалист.
За годы практики она научилась распознавать дефекты по малейшим признакам.
– Дефекты бывают трёх видов: поверхностные, подповерхностные и внутренние. Чаще всего мы сталкиваемся с первыми двумя. Они могут быть металлургические – например, неметаллические включения, раковины, задиры, трещины. Бывают и проблемы, связанные с прокаткой: плена прокатная, расслоения, окалина, отпечатки. После механической обработки тоже могут появиться повреждения – забоины, царапины, потемнения. Внутренние дефекты встречаются реже – это, как правило, инородные металлические или шлаковые включения, корочки, – объясняет специалист.
Несмотря на технический характер работы, Татьяна находит в ней свою романтику. Именно на производстве она встретила своего будущего супруга. Сегодня они вместе растят дочь.