Где металл не прощает ошибок: павлодарские дефектоскописты ищут невидимые трещины

Где металл не прощает ошибок: павлодарские дефектоскописты ищут невидимые трещины
Фото из личного архива Татьяны Вальтер

С развитием машиностроения в Казахстане сформировалась собственная инженерная школа, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Одной из таких технически сложных и ответственных профессий стала работа дефектоскописта специалиста, от которого зависит качество и безопасность продукции.

Татьяна Вальтер трудится в компании Railways Systems KZ, где стандарты качества соответствуют мировому уровню. За её плечами – 14 лет непрерывной практики.

Она работает в аккредитованной лаборатории неразрушающего контроля, специализирующейся на исследовании цельнокатаных колес.

Работа дефектоскописта напрямую связана с качеством и безопасностью продукции. Здесь нельзя ошибаться: от нашей внимательности зависит надёжность деталей. Главная задача найти скрытые дефекты, которые не видны глазу. Для этого мы используем методы неразрушающего контроля. Например, ультразвуковой контроль помогает выявить внутренние повреждения, а магнитопорошковый обнаружить дефекты на поверхности и чуть ниже неё, рассказала дефектоскопист.

Продукция, которую проверяет Татьяна, относится к категории повышенной ответственности: от её качества зависит безопасность железнодорожного движения всего Казахстана.

Независимо от объёмов производства каждое колесо проходит строгую проверку на соответствие ГОСТ и отраслевым нормативам включая ISO и EN. Работа требует максимальной концентрации: важно не только владеть методикой, но и уметь правильно интерпретировать сигналы приборов, чтобы не пропустить критический дефект, подчёркивает собеседница.

По ее словам, несмотря на кажущуюся рутину, каждая смена уникальна.

Даже при серийном производстве каждое изделие имеет свои особенности и может скрывать разные дефекты. Благодаря современному оборудованию, которое предприятие своевременно внедряет, добиваемся максимально достоверных результатов, уверена Татьяна Вальтер.

Но не только технология и ответственность делают профессию значимой.

Приятно получать достойную оплату за качественно выполненную работу, особенно там, где ценят твой профессионализм. Я за хорошую атмосферу в коллективе, за производство, где приятно работать, где можно делиться знаниями и опытом. Быть дефектоскопистом значит трудиться там, где качество металла и безопасность движения не допускают компромиссов. Это профессия, требующая технической грамотности, внимательности и постоянного развития, говорит специалист. 

За годы практики она научилась распознавать дефекты по малейшим признакам.

Дефекты бывают трёх видов: поверхностные, подповерхностные и внутренние. Чаще всего мы сталкиваемся с первыми двумя. Они могут быть металлургические например, неметаллические включения, раковины, задиры, трещины. Бывают и проблемы, связанные с прокаткой: плена прокатная, расслоения, окалина, отпечатки. После механической обработки тоже могут появиться повреждения забоины, царапины, потемнения. Внутренние дефекты встречаются реже это, как правило, инородные металлические или шлаковые включения, корочки, объясняет специалист.

Несмотря на технический характер работы, Татьяна находит в ней свою романтику. Именно на производстве она встретила своего будущего супруга. Сегодня они вместе растят дочь.