«Своих читателей не жалею»: как павлодарец хотел быть рокером, а стал писателем

«Своих читателей не жалею»: как павлодарец хотел быть рокером, а стал писателем
Коллаж Ольги Бугаевой

Вадиму Бердникову всего 25 лет, но в беседе с ним кажется, будто молодой человек живёт уже давно. Корреспондент @Pavlodarnews.kz погрузилась в экзистенциальные глубины творчества и попыталась разобраться в таких понятиях, как классический футуризм и блюзовый квадрат.

Вадим окончил Павлодарский педагогический университет по специальности «Русский язык и литература». Любовь к литературному творчеству началась у него с любви к рок-музыке. Вадим – музыкант-любитель. 

– Первая проба пера получилась в 16 лет. В то время я увлекался рок-музыкой, особенно по душе были композиции 70-80-х годов. Рок родился из блюза, и имея ограниченную музыкальную структуру – блюзовый «квадрат», тем не менее породил множество течений и поджанров, много гениальных групп. Однажды я и сам начал писать песни в жанре рок. Потом влился в рок-дуэт «Best wishes», и стал в нём гитаристом. Параллельно был автором текстов, – рассказывает Вадим.

Со временем павлодарец отошёл от музыки, это превратилось скорее в хобби. А вот литература, напротив, прочнее входила в его жизнь. Его авторский стиль менялся и эволюционировал вместе с ним. 

– Я ориентируюсь на лучшие образцы поэтов-авангардистов 20-30-х годов, как русских, так и западных. Мне очень нравится футуризм в искусстве, в литературе в том числе. Долгое время находился под влиянием видных авангардистов, таких как Маяковский, Хлебников, Введенский. Если обратиться к западной литературе, то здесь мне импонируют Тристан Тцара, Андре Бретон, – говорит Вадим.

Павлодарец пишет преимущественно лирику. Хотя начинал свой литературный путь, мечтая стать писателем. Но так получилось, что больше проявил себя в поэзии. Публиковался в поэтическом альманахе «Июнь. Шестое. Пушкин», в журналах «Простор» и «Кедр». В 2017 году вступил в ряды участников литературного клуба «Новый Меркурий» (с прошлого года – литклуб ППУ).

– Моё творчество в целом посвящено проблемам существования человека. Рассказов у меня не так много. Пишу их редко. Скорее вдохновение находит волнами. Среди моих рассказов один из любимых – это «Степь», написанный весной этого года. Он ещё не опубликован. Мои друзья, читавшие его, сказали, что своих читателей я не жалею, имея в виду мрачные образы в рассказе, – признался молодой автор. 

В его рассказах присутствует ярко выраженное лирическое начало. В некотором роде это стихи в прозе. Обычно в них нет сюжета как такового, это больше наблюдение, взгляд на вещи и события со стороны лирического героя, растворённый в сюрреалистических образах.

– Любой вид искусства уникален и ценен по-своему. Для меня поэзия – наиболее близкое и удобное средство выражения своих мыслей, – подчеркнул Вадим Бердников. – Выбор формы для поэтических произведений обычно происходит спонтанно. Но моя поэзия никогда не была классически ровной, гармоничной, приторно-сладкой. 

«Наступают сумерки богов.

Улица выстраивает башни,

Марш-парады бронзовых столбов

Рвут пространство дымкой стоэтажной.

Пеленает женщина дитё

В траурный массив жилого дома.

Ночь на небе, как кровоподтёк, –

Воспаленный узел аденомы», – так звучит для Бердникова-поэта «Городская симфония».

Когда-то у Вадима была мечта поставить фильм по своим произведениям. Если этим планам суждено воплотиться, скорее всего, картина напомнит мрачные фантазии Ларса фон Триера.

Павлодарец интересуется и современной литературой. Из казахстанских авторов ему импонирует творчество Аслана Жаксылыкова, а его «Дом суриката» он считает блестящим произведением, уважая автора за неповторимый стиль. Высокую оценку Вадим Бердников дал и творчеству своих друзей, с кем он состоит в литературном клубе, – Киры Зонкер, Ильи Аргентума, уважает он и творчество Кости Павлова.

Но в целом ему бы хотелось большего признания для молодых казахстанских авторов. 

– Наверное, как и везде, истинному писателю всегда было тяжело зарабатывать на хлеб. Всё осложняется тем, что у нас продвигают либо официальную литературу с патриотическим пафосом, либо писателей старшего поколения. В этом есть и плюс – наш край имеет своих видных, состоявшихся авторов, свою литературную историю. Но мало возможностей для молодых авторов, которые составляют костяк современной литературы. За нами – будущее. Если мы хотим сохранить лицо литературы, нужно поддерживать и молодых авторов. Поддержать огонь, а не поклоняться пеплу, – считает Вадим.

Сам он живёт, подчиняя свою жизнь поэтическому ритму. Ему важно видеть поэзию во всём в этой жизни. Даже в простых бытовых ситуациях или в прогулке. 

– Наша задача в том, чтобы жить и творить, не задаваясь вопросом, нужно ли это кому-то. Не нужно стараться кому-то понравиться или кого-то превзойти. Находиться в сотворчестве с жизнью, в слиянии с божественным – вот наша цель. А жизнь уже выведет на нужные тропы. Всему своё время, – поделился своей философией молодой павлодарский поэт и писатель.

Фото из личного архива Вадима Бердникова