Как превратить велосипед в круглогодичный спорт: опыт павлодарского райдера

Многие с первыми холодами сентября уже успели убрать велосипеды на балкон или в гараж. Но есть и те, для кого зима – не причина закрывать спортивный сезон.
Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнала, как прочувствовать зимний вайб на велосипеде, и побеседовала с опытными райдерами, которые проводят холодные месяцы в седле – безопасно и с удовольствием.
От детского увлечения до круглогодичного спорта
Павлодарец Денис Забияка превратил любимый вид спорта во всесезонное увлечение. Велоспортом он начал увлекаться ещё в детстве – до 1998 года, а в 2012-м после долгого перерыва снова сел за руль. Последние шесть лет Денис не расстаётся со своим железным другом ни летом, ни зимой и делится полезными лайфхаками.
– В холодную погоду пересаживаюсь на другой велосипед, с более комфортной посадкой, не такой скоростной, как шоссейный. Но для этого нужно немного прокачать технику, – говорит он.
Зимний тюнинг: от покрышек до смазки
Из опыта первых зим Денис подобрал правильную экипировку и подготовку велосипеда к морозам.
– В первую очередь меняю покрышки – ставлю широкие, от 2,2 дюйма, с агрессивным протектором. Это когда выступы расположены далеко друг от друга – грязевые, горные. Они хорошо проходят по глубокому и мягкому снегу, не скользят на утоптанной поверхности. Главное – ехать ровно, без резких движений, тогда и по льду можно проехать, – делится советами павлодарец.
Он также снижает давление в шинах, чтобы они оставались мягкими, и меняет смазку во втулках и цепи на морозоустойчивую – до -30°C. Летняя смазка уже при -10 начинает замерзать, и всё перестаёт крутиться.
– В первую зиму у меня стояли жёсткие покрышки, и они замерзали так, что даже по асфальту скользили. Велосипед становился дубовым, управлять им на неровной поверхности было тяжело. Это повышало риск падений. С тех пор к зиме готовлюсь основательно, – рассказал спортсмен.
Одежда: тепло, удобно, функционально
– Сейчас выбор экипировки большой, но лучше всего подходят лыжные разминочные костюмы. Они не продуваются, хорошо сохраняют тепло, удобно сидят и не мешают движениям. Обязательно термобельё – по температуре. Варежки, тёплая обувь, махровые носки из синтетики – она отводит влагу, а хлопок, наоборот, накапливает её. Как только ноги вспотеют – сразу замерзают. Обувь – зимние утеплённые термокроссовки, – говорит Денис.
Он подчёркивает, главное – одеваться по погоде. Слишком тёплая одежда приводит к перегреву, поту и, как следствие, переохлаждению при остановке или встречном ветре. Здесь помогают только опыт и короткие тренировки.
Если с осени начать активные движения, то зимой можно ездить даже в -30 без маски. Кстати, в мороз кожа всегда остаётся молодой. В целом всё как в зимнем беге. Для спортсмена велосипед зимой – это медитация. Свобода от бытовых мыслей, эмоциональная разгрузка и, конечно, адреналин. Зимой всё экстремальнее, чем летом.
– Я бы не сказал, что зимой сложно. Есть просто некоторые моменты. Самое неприятное — ветер. В мороз ниже -20 он обжигает лицо. А если дует сбоку, в гололёд может сносить, это опасно. Из опыта скажу: самая комфортная температура для езды – от -10 до -15°C. Не перегреваешься и не замерзаешь.
Зимняя красота и польза
Денис советует не бросаться в зимнюю езду с ходу. Сначала нужно активно кататься летом. Он вспоминает, как в детстве ездил зимой на шоссейных велосипедах – это было экстремально и опасно. Сейчас всё проще, можно подобрать подходящий байк и экипировку.
– От зимней езды – своё удовольствие. Там, где зимой хочется пробежать, но это долго, на велосипеде можно проехать быстрее. Вы и сами знаете, какие красоты у нас вдоль Иртыша. А зимой там особенно красиво, особенно после свежего снега, – рассказал велосипедист.
Некоторые из его друзей, раньше ярые противники любых велосипедов, кроме гоночных, теперь катаются с ним всю зиму.
А ещё зимний велоспорт закаляет характер, даёт общение с природой, смену картинки перед глазами и неповторимый хруст снега под колёсами.
Лайфхаки от Дениса
- варежки, чтобы пальцы грелись друг от друга;
- на ноги поверх носков надеваются полиэтиленовые пакеты. В сильный мороз (от -15°C) нога как в термосе;
- флисовая шапочка, а сверху – шлем. Без него зимой никуда: голова должна быть в сохранности;
- кататься по свежему снежку – отдельный вайб;
- главное правило – соблюдать ПДД. И помнить: для зимней езды нужен опыт. Все советы – не инструкция к применению, а просто ориентир.