Отдавали частичку своего тепла: кто утеплял Павлодар
Корреспондент @Pavlodarnews.kz встретился с той, кто помнит, каким был Павлодар в 60-х годах прошлого века.
Надежда Исаева преодолела тысячи километров перед тем как остановиться на северо-востоке Казахстана.
– Я родом из деревни и привыкла к труду. Закончила десятилетку, мы молодые – весь Союз перед нами открыт, езжай куда хочешь. А тут объявили призыв на Целину, мы взяли и поехали за шесть тысяч километров в Казахстан, – рассказала уроженка села Вострецово Приморского края Надежда Исаева.
По её воспоминаниям, в Павлодар в те дни прибывало много молодежи из России и Украины. Юные специалисты получали подъемные, места в общежитии, семейные – комнату. Надежда заключила договор на работу в строительной организации, на следующий год она перевелась на теплоизоляцию, откуда спустя много лет и ушла на пенсию.
– Павлодар в те годы был маленьким: самые высокие дома – четырехэтажные, но им тоже нужно было тепло, поэтому мы проводили там теплоизоляцию, – говорит Надежда Ивановна. – Выглядело это следующим образом: на трубу надевали стекловату, затягивали ее проволокой, сверху покрывали пластиком и рубероидом. Однако вскоре от последнего отказались, заменив его металлом.
Женщина замечает, что только на первый взгляд это несложно, сможет сделать и неквалифицированный человек. Но нужно стараться, чтобы вата легла аккуратно, не торчала, и необходимо прочно затянуть листы металла болтами.
К объекту приступали в полной готовности по инструментам и материалам. Здесь же, в Павлодаре, специалисты изготавливали стекловату в специальных рулонах. По диаметру труб нарезали металл, хомуты, проволоку.
– На наших глазах строился город, а нашими руками утеплялся, – улыбается Надежда Исаева. – Вскоре нашу бригаду перевели на промышленные объекты: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, химзавод и НПЗ. Часто приходилось работать на высоте. Моя самая высокая отметка – 22 метра, трудилась на ректификационной колонне.
По словам Надежды Ивановны, в бригаду могли поступить условно-досрочно освобожденные, кто получал возможность трудом искупить свой проступок. Но обязанности все исполняли весело, дружно, с интересом: за честный труд – хороший заработок. План, сверхурочная работа, прогрессивка – получали от 300 до 600 рублей при средней зарплате 120.
– В Павлодаре я встретила свою любовь, вышла замуж один раз и навсегда. Сначала переехала к мужу, а потом получила квартиру, – рассказала собеседница. – Отдыхали, очень часто ездили в Алматы, в Болгарию. Помню, как мы радовались, поздравляли друг друга, когда сдали химзавод, потому что в этом была наша частичка тепла.
Надежда Исаева побыла даже депутатом горкома райкома и обкома. Тогда самовыдвиженцев не было, коллектив сам выбирал достойных.
– После работы ходили в первый кинотеатр города «Октябрь», бегали на танцы в горсад, там была открытая танцевальная площадка, заводили пластинки через репродуктор, – добавила женщина.
В воспоминаниях Надежды Ивановны Павлодар 60-х – тихий, тёплый, маленький и красивый город. Сейчас он тоже тихий и красивый, но уже большой. И очень приятно, что часть его домов и промышленных объектов согрета теплом рук трудовой бригады Надежды Исаевой.