История одного памятника: тысячелетний прадед
Вы не увидите его на пьедестале в каком-нибудь городском парке, его место в Павлодарском краеведческом музее - памятник знати древнетюркской эпохи, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
Каменное изваяние изображает знатного человека, почившего 10 веков назад в казахской степи.
Как рассказал руководитель отдела научного обеспечения археологии, палеонтологии и современной природы краеведческого музея Георгий Пересветов, подобных памятников древности в Павлодарской области сравнительно немного — порядка 20 штук.
По его наблюдениям, куда больше каменных статуй и в лучшей детализации сохранилось в соседней Монголии и Горном Алтае. Так, есть статуи в шапках, в одежде всё прорисовано, то есть все детали пояса, бляшек, сабли, у женщин - серьги, украшения.
- Сразу скажем - это не греческие скульптуры, древние камнетесы угадывали сходство с заказчиком, - объясняет археолог. - Если человек носил загнутые усы, то ему такие усы и делали. Знатных людей - как наш экспонат - изображали в полный рост, вооружали, давали в руки чашу. Менее состоятельные могли позволить только изображение лиц, и то не всегда в камне, чаще в дереве.
Древние тюрки практиковали сожжение покойников, но стремились сохранить память об ушедшем в таких степных монументах.
- В период Кимакского каганата к посмертным изваяниям прибавились религиозные - древние исповедовали шаманизм, тенгрианство. Идолы ставили в культовых местах, на курганах лицом на восток, - объясняет собеседник. - Божествам возносили молитвы, приносили пожертвования. Всё продолжалось до времени, когда в степь вместе с монголами не пришел ислам, который, как известно, не допускает изображений божества.
Сначала новая религия распространилась среди элиты, потом дошла и до простого населения, и постепенно сошла на нет традиция каменных изваяний. Но традиция почитания предков осталась, и теперь потомки могут взглянуть на прадеда тысячелетней истории.