Новый Налоговый кодекс: что изменится для павлодарского бизнеса

Новый Налоговый кодекс: что изменится для павлодарского бизнеса
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Послание Президента страны народу Казахстана стало точкой отсчёта постановки и выполнения новых задач в экономике страны, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

С новым кодексом

На площадке Дома дружбы в Павлодаре говорили о жизни с новым Налоговым кодексом страны. Он станет частью общей обновлённой экономической политики, а потому интересен и простым, и деловым людям, да и исполнительной власти тоже. Ведь бюджет любого региона формируется с налогов. Представителям бизнеса, органов госдоходов, палаты предпринимателей давал разъяснения вице-министр национальной экономики Республики Казахстан Ерлан Сагнаев.

Во-первых, новый кодекс начнёт действовать уже с начала следующего года, во-вторых, с ним надо ознакомиться, так как его основные положения серьёзно меняют налоговую политику. Речь идёт о больших изменениях, направленных на упрощение налоговой системы и стимулирование экономики. Налоговая отчётность сократится на 30 процентов, число самих налогов сокращается на 20 процентов, при этом оптимизируются налоговые льготы.

Вводятся дифференцированные ставки, есть меры стимулирования инвестиционной активности, наконец, повышается налог на предметы роскоши. И это лишь некоторые новации. Ерлан Сагнаев, говоря о целевой основе кодекса, заявил, что принят он для создания условий в привлечении инвестиций и по большому счёту направлен на повышение конкурентоспособности экономики. Есть цель пойти на снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов, ну и одна из традиционных целей повышение качества жизни граждан.

Не впервые говорится ещё об одной задаче обеспечении прозрачности и справедливости налогообложения, для этого и составлен перечень разрешённых и запрещённых видов деятельности. Принимаются точные и понятные плательщикам правила применения упрощённых режимов, они сохранены для малого бизнеса и самозанятых.

После долгих споров наконец появятся прогрессивные ставки индивидуального подоходного налога. Повышенная ставка 15 процентов будет применяться только к совокупным доходам граждан, превышающим 8500 МРП, то есть 36 миллионов тенге в год, остальные будут платить десять процентов подоходного налога. Некоторые эксперты по-прежнему считают такую шкалу полумерой, очень богатые граждане могли бы платить и больше. Такой опыт есть в странах с развитой экономикой. Такая же ставка вводится для дивидендов и доходов предпринимателей, превышающих 230 тысяч МРП в год. Тех, кто роскошествует, коснётся ещё одно новшество: повышается налог на предметы роскоши. Повышенному налогу подвергается недвижимое имущество, если оно стоит больше 450 миллионов тенге, на него будет налагаться налог в два процента. Помимо недвижимости, повышенные налоги применят к дорогим автомобилям, морским судам, летательным аппаратам, алкоголю и табаку.

Если говорить об оптимизации специальных налоговых режимов, то их останется три: для самозанятых, на основе упрощённой декларации и для фермерских хозяйств. Самозанятые смогут рассчитывать и уплачивать платежи через мобильное приложение. Специальный налоговый режим для самозанятых в будущем году смогут применять физические лица, граждане РК или кандасы с доходом менее 300 МРП в месяц. И уже с начала будущего года начнётся легализация доходов без регистрации ИП, разрешат объединение режимов патента и мобильного приложения в одну форму. Это позволит самозанятым оплачивать налоги через мобильное приложение. По новому Налоговому кодексу они будут платить во внебюджетные фонды два процента на пенсионные отчисления, процент на социальное и столько же на ОСМС. Деньги могут удерживаться платформой или уплачиваться самозанятым напрямую.

Существенно меняются подходы в налоговом администрировании. Камеральный контроль станет теперь в большей степени предупредительным. Плюс к этому проще станут сами процедуры взыскания налоговой задолженности, предоставления отсрочки и рассрочки.

Согласно новому Налоговому кодексу, с 1 января у нас обещают снизить налог на владельцев автомобилей. Особенно это касается «возрастных» авто, коих на наших дорогах большинство. Продажа машины вообще не будет облагаться налогом, если он находился в вашей собственности больше года.

Параллельная реальность

Так можно назвать теневую экономику, которую никак не удаётся изжить, и каждый из нас встречается с её проявлениями чуть ли не ежедневно. Не случайно Президент в своём Послании отвёл решению этой проблемы особое место и поручил для начала снизить долю теневых доходов до 15 процентов. И работа по давлению на теневую экономику уже идёт. Например, недавно министр финансов РК Мади Такиев докладывал на заседании Правительства о мерах по снижению теневой экономики. По итогам 2024 года её уровень снизился до 16,7 процента, что на 0,9 процента меньше, чем годом раньше. Особенно заметные улучшения наблюдаются во внутренней торговле, образовании и сельском хозяйстве: то есть как раз там, где всегда был велик процент неучтённой деятельности.

По словам министра, в начале этого года его ведомство стало основным государственным органом по борьбе с теневой экономикой. С этого момента оно внедряет новые системные подходы: в планы развития госорганов добавлены KPI по снижению «тени», а для отраслей с наиболее высоким уровнем риска разработаны дорожные карты. И тут одним из главных инструментов становится цифровизация. Система Smart Data Finance с использованием искусственного интеллекта анализирует большие массивы данных граждан и бизнеса, подсвечивая схемы уклонения от налогов и формируя цифровой профиль налогоплательщика. Сейчас к ней подключено 74 источника, а до конца года планируется добавить еще 30.

Однако, по данным МФ РК, в секторе малого и среднего бизнеса по-прежнему встречаются старые схемы: регистрация нескольких фирм по одному адресу, игнорирование кассовой дисциплины. Только по 3576 адресам зарегистрированы около 20 тысяч компаний с общей налоговой задолженностью 60,4 миллиарда тенге. Цифровые инструменты позволяют теперь точечно выявлять недобросовестных владельцев бизнеса.

Особое внимание сейчас уделяется повышению налоговой культуры граждан, её нужно воспитывать, даже в малом. Например, требование чека при покупке остается простейшей, но эффективной формой борьбы с неучтёнными доходами. В прошлом году 39 процентов кассовых аппаратов не пробивали чеки, однако в этом году уже 70 тысяч предпринимателей начали исправлять ситуацию.

Среди новых цифровых решений: биометрическая идентификация в информационной системе ЭСФ, предотвращающая выпуск фиктивных счетов-фактур, её эффект свыше 33 миллиардов тенге. Проект E-Tamga обеспечивает автоматизированный контроль НДС, обрабатывая сотни миллионов транзакций и предотвращая потери бюджета до 100 миллиардов тенге в год. Министерство финансов совместно с Национальным Банком РК реализует пилот «Цифровой НДС», где расчёты в цифровом тенге блокируют вывод средств в тень и делают всю цепочку поставок прозрачной.

Отдельное направление борьба с теневым оборотом подакцизных товаров. За девять месяцев этого года изъято около миллиона литров алкоголя, 6,6 миллиона пачек сигарет и 37 тысяч тонн нефтепродуктов на общую сумму около четырёх миллиардов тенге. Доначислено более семи миллиардов тенге акцизов. А в таможенном администрировании упор сделали на внедрении искусственного интеллекта. Новые технологии позволят выявлять недостоверно задекларированные товары и снизить влияние человеческого фактора. Платформа SmartCargo обеспечит автоматическую обработку данных по железнодорожным и авиаперевозкам, что сократит время таможенного оформления и снизит коррупционные риски.

Валютный контроль тоже остаётся под пристальным вниманием Комитета государственных доходов: с начала года наложено штрафов на 5,9 миллиарда тенге, предотвращён вывоз незадекларированной валюты на полтора миллиона долларов США.

Для дальнейшего снижения теневой экономики нужно сосредоточиться на трёх направлениях. Первое: усилить цифровизацию и наладить обмен информацией между государственными органами. Второе: развивать пункты пропуска и сопутствующую инфраструктуру для перевозчиков. Третье: расширить применение цифрового тенге на госзакупки и другие сектора, где все ещё сохраняются риски вывода средств в тень, считает министр финансов.

А если форс-мажор?

Давно говорилось о необходимости создать нормально действующую систему компенсации имущественных потерь малого и среднего бизнеса при кризисных ситуациях. Речь идёт о потерях бизнеса, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций природного характера. И вот появился документ, имеющий бессрочный характер. Он заинтересует и павлодарских владельцев бизнеса. Приказ, подписанный заместителем премьер-министра министром национальной экономики, вступил в силу с 11 октября. И теперь согласно правилам учёт пострадавших предпринимателей будут вести региональные комиссии при акиматах. На них возложены функции по формированию списков субъектов МСБ, определению размеров компенсаций, рассмотрению заявок на возмещение ущерба, по контролю за приёмом документов. В отдельных случаях комиссии могут направлять дела на дополнительную экспертизу.

Компенсации подлежит стоимость утраченного имущества (здания, автотранспорт, оборудование), товароматериальных ценностей, расходы на восстановительные работы. Исключение составляют случаи, когда имущество было застраховано в соответствии с законодательством. Для товароматериальных ценностей с суммой ущерба до 10 миллионов тенге компенсация будет рассчитываться на основании данных органов государственных доходов о среднемесячном обороте или доходах предпринимателя. В случае несогласия с предложенной суммой её размер может быть определён после судебно-бухгалтерской либо судебно-товароведческой экспертиз.

Если ущерб превышает десять миллионов тенге, даже по оборудованию и объектам недвижимости, размер компенсации будет определяться на основании отчётов об оценке утраченного имущества, дефектных ведомостей и проектно-сметной документации. Заявления на компенсацию будут приниматься региональными комиссиями 180 календарных дней с момента наступления чрезвычайной ситуации. На основании принятых ими решений акиматы за пять рабочих дней формируют реестр пострадавших субъектов МСБ, где указываются владельцы имущества, суммы компенсаций, источники финансирования и категории предпринимателей.