Хранители аграрной истории
В Павлодаре есть уникальный музей, в котором наглядно отражено развитие сельского хозяйства области в периоды дореволюционно-кочевого, революционно-колхозного, колхозно-советского, современно-фермерского, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
Создатель, хранитель, экскурсовод сельскохозяйственного музея Павлодарской области – Юрий Дубовицкий.
Экспозицию открывает карта, датированная 1885 годом, на которой ясно видна картина использования земель в те годы. Часть расчерчена на наделы собственников, прибрежная зона отдана под царские земли – там располагались казачьи форпосты, значительную часть занимают кочевья.
– Население области тогда насчитывало 190 тысяч человек, меньше, чем сейчас проживают в Павлодаре. Было крупное поголовье верблюдов, коров, овец, сосредоточенное в частных руках. Одних лошадей насчитывалось 139 тысяч. Кони не только поставлялись в армию, в них была вся жизнь кочевника: тягловая сила, перевозка, мясо, кумыс, шкуры.
Снимки павлодарского фотографа Дмитрия Багаева наглядно иллюстрируют жизнь кочевников. По словам спикера, животноводство развивалось постепенно, постоянно велась селекционно-племенная работа на уровне знаний того периода. Старались разводить хорошие породы лошадей, овец, верблюдов.
Столыпинская реформа переселения внесла новую струю в аграрную историю края. В область переехали крестьяне из России, Украины, с Кавказа.
– От полутора тысяч гектаров посевные площади увеличились до 140 тысяч. Переселенцы завезли новые сельхозкультуры к уже имеющимся пшенице и ячменю: просо, овёс, гречиху. Пригнали симментальских коров – будущих родителей казахстанской белоголовой породы, а северокавказский меринос впоследствии стал прародителем северокавказского мериноса павлодарского типа, выращенного путем селекции в советские годы, – сообщил экскурсовод. – Привыкшие к оседлому образу жизни крестьяне устраивали огороды.
С развитием растениеводства появились стационарные ветряные мельницы, развивалось мукомольное производство. Однако главной производственной силой по-прежнему был человек. Ручной труд во всем: в пахоте, сеянии, уборке урожая, обмолоте зерна. Революция позволила крестьянину познать силу механизации труда. Не все были довольны созданием колхозов – коллективных хозяйств, хотя, как показала история, эти хозяйства и спасли страну в годину войны.
– В военное время в Павлодарской области увеличили посевы озимой ржи, пшеницы, начали сеять сахарную свёклу, лён. Сеяли табак и коноплю – последняя шла на изготовление болеутоляющих средств.
Всего в это время было освоено 413 тысяч гектаров целинных земель – задолго до широкомасштабной акции в хрущевскую эпоху.
Сельчане тоже шли на фронт. Из 48 тысяч призывников вернулись только 25 тысяч. БольшАя часть работ легла на плечи женщин и детей. Имена героинь можно увидеть на музейном стенде. Сложно представить, каких трудов стоило держать всю войну производство сельхозпродукции на уровне урожая 1941 года. При этом в область прибывали беженцы, дети-сироты, под конец войны сюда депортировали немцев, кавказцев, татар.
Внося свой вклад в общую победу над врагом, Павлодарская область дала стране на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий 31,4 миллиона рублей наличными, собрано и отправлено на фронт 10 тысяч пар валенок и полушубков, меховых жилетов, шапок-ушанок. Образовано 15 тысяч новых совхозов и колхозов, открыты молочно-консервный завод, кожевенный завод, меховая фабрика, 33 промысловые артели, 19 рыболовных и 18 промкомбинатов.
– После войны решали проблему с продовольствием, – вспоминает Юрий Дубовицкий. – Сеяли рожь. Это озимая культура, ее засевают обычно осенью, чтоб в июне уже снимать урожай. Хлеб из ржи был черный, липкий. На пленуме ЦК в 53-м году предложили заняться большими площадями, которые не заняты культурами, для производства пшеницы. Развитие растениеводства позволит развивать и животноводство, а значит, будет много мяса, молока и масла.
По словам спикера, это была эйфория: в феврале в Павлодарскую область приехали землемеры, которые отмеряли участки под посевную.
– Люди, техника приезжали составами, прямо с вокзалов уезжали по полям пахать целинные земли. В первый год с ходу подняли 500 тысяч гектаров. Жилья для переселенцев не было – стали возводить щитосборные дома. За несколько лет создали 51 совхоз. Белый пшеничный хлеб я увидел в 1954 году.
Целина давала стране зерно сверх всякой меры.
– В 1958 году даже не смогли вывезти весь урожай, и большие бурты зерна, тысячи тонн, осталось под снегом, а весной начали гнить, пока их не закопали, – вздыхает собеседник. – Стоит сказать, что при вспахивании земель тогда применили технологию возделывания зерновых культур как в чернозёмной зоне, без учета того, что у нас легкие почвы, и толщина плодородного слоя небольшая.
По этой технологии вспашки плуг поднимал пласт земли, который переворачивался, и сверху гумуса оказывался песок. Жара, ветер разбивали плодородный слой – началось опустынивание. В Павлодарской области потери составили 1,5 миллиона гектаров.
– В Целинограде (ныне Астана) создали институт, которому дали задание разработать систему земледелия, которая бы ликвидировала это стихийное бедствие. Автором почвозащитной системы стал павлодарец Георгий Берестовский, – подчеркнул Юрий Дубовицкий. – По его рекомендации высеивали барьеры из многолетних трав для снегозадержания, высаживали лесополосы – 1966 году эрозия почв в Павлодарской области была остановлена. За это Георгию Берестовскому было присвоено звание лауреата Ленинской премии.
На музейных стендах – имена людей, которые на протяжении стольких лет составляли агропромышленный костяк Павлодарской области. Это и простые механизаторы, и доярки, и чабаны, и председатели колхозов и совхозов от сохи. Они были настоящими профессионалами своего дела, кормили не только область, но и страну, выдавая лучшие сорта пшеницы, мяса, шерсти, за что область даже наградили высшим государственным орденом СССР.
Об этом и многом другом хранят память орудия труда первых землепашцев и плуги первоцелинников, уникальная литература, фотографии из быта колхозников и крепких хозяйственников. Здесь собрана история прошлой жизни и настоящей – фермерской, которая еще пишется за стенами сельскохозяйственного музея Павлодарской области.