Машины времени
По мнению корреспондента @Pavlodarnews.kz, это место заставит дрогнуть не одно сердце, если в нем живет любовь к тяжелой технике.
Музей под открытым небом находится на смотровой площадке угольного разреза «Богатырь», там где величие и мощь горнодобывающей отрасли раскрываются во всей индустриальной красе.
Сверху видно все, но не все разглядишь детально. Музей отчасти дает такую возможность. И хотя экспонатов немного: два бульдозера, грузовик, самосвал, экскаватор, железнодорожная техника – но и этого хватает, чтобы набраться впечатлений.
Как рассказал главный технолог угольного разреза «Богатырь» Сергей Дровалев, идея принадлежит бывшему гендиректору ТОО «Богатырь Комир» Виктору Щукину.
– Когда старая советская техника пошла на списание, он предложил организовать музей для потомков, чтобы все видели, на чем когда-то работали на угольном разрезе, – вспоминает собеседник. – Стоит учесть, что здесь трудятся много потомственных династий, и такой музей – это своего рода семейная реликвия. У кого-то дед работал на этом бульдозере, отец – на том экскаваторе, а сын теперь на «БелАЗе» современной модели. Но на чем начинали и трудились предки, можно увидеть воочию.
Особняком смотрится на фоне гигантских соседей хрупкая на вид установка вращательного бурения. При помощи нее горняки делали взрывные скважины. По словам Сергея Дровалева, кабина установки настольно мала, что оператор вынуждено находился снаружи, но это были первые советские буровые установки.
Можно видеть, насколько экспонируемая техника массивная, и удивляться, инженерной мысли и рукам ее создавшим, а равно тому, как она смогла самостоятельно подняться наверх.
– Техническое состояние уже списанной техники оставляло желать лучшего, поэтому экспонаты мы транспортировали на тралах, отдельные машины разобрали и собрали уже на последней стоянке.
По сравнению с современными мастодонтами, населяющими разрез, экспозиционные бульдозеры, экскаваторы и самосвалы кажутся маленькими.
– Для сравнения в музее находится экскаватор с вместимостью ковша 4,6 кубометра, а сейчас у нас работают уже российские и японские землеройные машины с объемом ковша 15 и 21 кубометр. «БелАЗы» грузоподъемностью 130 тонн против пятидесятитонника, стоящего в музее, – привел пример главный технолог угольного разреза. – Газ-53 давно заменен на современные «КамАЗы».
Музей стал своего рода фотозоной для тех, кто посещает смотровую площадку.
– Ориентировочно три раза в неделю нас стабильно посещают школьники, студенты технологических вузов и горного дела, иностранные специалисты, – говорит Сергей Дровалев.
Многие знают, где находится самый большой в мире угольный разрез, но мало кто его видел. Поэтому смотровая стала местом промышленного туризма. Казахстанцы из разных концов страны приезжают увидеть все своими глазами и обязательно сделать фотоснимки на фоне железных экспонатов прошлого.