Быть или не быть: как павлодарским школьникам помогают найти себя
«Кем ты хочешь стать», – такой вопрос ребёнок слышит сначала в детском саду, затем он чаще звучит в разговорах с друзьями, учителями и родными. В ответ собеседники ожидают услышать конкретную профессию. Но, по мнению специалистов, первый вопрос должен быть другим, и это особенность современной профориентации. Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнал, о чём спрашивают школьников и как им помогают понять себя.
Если подросток будет знать свои возможности и карьерные варианты, то во взрослой жизни он будет более успешным. Такой вывод сделали исследователи Эльназ Кашефпакдел и Крис Перси. Они выяснили: к 26 годам заработок более высокий был у тех, кто в 14-15 лет не раз участвовал в беседах о карьере вне школы. Респонденты считали такие разговоры полезными. Но при этом беседы нужно выстраивать с учётом перспектив на рынке труда, подчёркивают исследователи
Аналитики международного центра оценки качества образования PISA добавляют: ожидания молодых людей должны совпадать с реальностью, их следует научить адаптироваться. Пораньше разобраться с такими вопросами, чтобы подростки не делали выбор в спешке и не разочаровались, в Павлодарской области помогают 338 профориентаторов. В школах они начали работать с осени прошлого года.
Кем быть
Начинать профориентацию советуют с 10-12 лет. Но пытаться понять, чем хочет заниматься ребёнок, следует с детского сада. И в этом помогут игры, считает психолог-профориентатор областного многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей Айнагуль Оспанова. В школе ученик перейдёт к следующим этапам – диагностике и изучению.
– Кто-то говорит, что цель профориентации в том, чтобы выпускник выбрал определённую профессию. Но моя цель не в этом. Думаю, ребёнку нужно выбирать не кем стать, а понять, каким он хочет стать, какие навыки и способности развить, что ему пригодится, чтобы в будущем не бояться принимать решения и что-то выбирать, – пояснила Айнагуль Оспанова.
Профориентацию в павлодарских школах ввели с седьмого класса. Сначала педагоги проводят диагностику: тесты на платформе EduNavigator, тесты Холланда для 7-9 классов, Климова – для восьмых. Результаты выдают сразу. Тесты – не план действий, они не дадут чёткий ответ, куда пойти и кем быть. Айнагуль Оспанова называет их подсказкой или вектором – так школьникам легче выделить свои профессиональные склонности и интересы, тип личности. После диагностики с подростками разговаривают: отвечают на вопросы, объясняют и показывают, что стоит за конкретной профессией.
– После диагностики и консультирования идёт просветительская работа. Я провожу разные игры и упражнения. Например, по типу «Что? Где? Когда?». Некоторые дети не знают узкие современные профессии, такие как «копирайтер», «коуч». Беседуем также про самоопределение, в целом про профессии, какие востребованы на рынке труда или нет. Могу показать, какие в разных сферах зарплаты, куда можно поступить и как работать с сайтами вузов, как искать образовательные программы, – перечислила профориентолог.
Для школьников планируют экскурсии на предприятия, приглашают на Дни открытых дверей в вузы, они встречаются с успешными студентами, готовят презентации и проекты.
Отслеживать, какие специалисты будут востребованы в регионе через несколько лет, профориентаторам помогает «Атлас профессий». Прогноз по рынку труда есть, но местные вузы за ним не успевают, считает Айнагуль Оспанова. По её словам, пока мало образовательных программ, подстроенных под профессии будущего. Поэтому профориентаторы намерены работать над тем, чтобы к 11 классу выпускники могли объективно себя оценить, знали методы самопрезентации, умели находить выход из сложных ситуаций и не боялись перемен.
Всё решено
По словам Айнагуль Оспановой, некоторые семиклассники считают себя слишком маленькими для выбора карьеры и хотят оставить решение минимум до десятого класса.
– Есть дети, которые не определились. Один семиклассник ответил: «Хочу стать миллионером». Спрашиваю, какая сфера его интересует, ведь чтобы зарабатывать деньги, нужно выбрать направление. И выясняется, что он хотел бы стать предпринимателем, – вспоминает собеседница.
Другие школьники уверены: выбор за них всё равно сделают родители. В таком случае профориентаторы стараются объяснить подросткам, что человек должен быть самостоятельным и принимать решение на основании своих интересов.
С родителями специалисты тоже беседуют, но только если взрослые сами просят о консультации.
Профориентаторы советуют взрослым в беседах с детьми о карьере быть более демократичными: наставлять, но не настаивать, и отказаться от принципа «Я знаю, как надо».
Иллюстрации: freepik.com