Домбра-оберег на замочке: где можно увидеть необычный инструмент в Павлодаре

Домбра-оберег на замочке: где можно увидеть необычный инструмент в Павлодаре
Фото: Ольга Бугаева

Почти столетний предмет, украшенный национальным орнаментом, принадлежал уроженцу Железинского района, поэту Кудайбергену Альсеитову, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Поэт-песенник жил с 1884 по 1933 год, происходил из рода кыпчак. Уже в 11-12 лет стал известен как акын. Объездив Павлодар, Омск, Кокшетау, Кызылжар, Акмолу и Семей, он исполнял свои песни, а также выступал на ярмарках Коянды и Караоткель, где пел и показывал конные трюки. Многие его музыкальные произведения – «Құдайбергеннің әні», «Баласы Әлсейіттің Құдайберген», «Құдайбергеннің термесі», «Құдайбергеннің желдірмесі», «Құдайбергеннің хадиша қызбен айтысы» – широко известны в народе.

– Мелодии Альсеитова построены на легком ритме, характерном для жанра терме – казахской устной поэзии и музыки, представляющей собой назидательные стихи в форме речитатива. Поэт успешно применял двухчастную форму с припевом, свойственную песенному жанру. Его творчество популяризировал Иса Байзаков, – рассказал директор музея песни и творчества имени Майры Шамсутдиновой Ерлан Рахимов.

По его словам, в 1986 году дочь акына Даменткен Альсеитова передала в музей домбру отца. Путешествуя по разным регионам, Кудайберген специально заказал изготовление этого музыкального инструмента. Домбра имеет необычную форму, поэтому её называют «тұмар домбыра». Орнамент на её поверхности называется «бітпес ою», он символизирует бесконечность искусства, его вечность и преемственность от поколения к поколению. Бока инструмента украшены металлическими вставками, напоминающими серебро.

– Этой домбре почти сто лет. Её уникальность также в том, что она складная – удобно для поездок верхом. В нашем регионе всего две такие домбры. Вторая принадлежит Байгабылу Жылкыбаеву, но у неё немного другая форма. Я побывал почти во всех музеях страны, кроме Атырау и Кызылорды, но такой домбры нигде не видел, – уточнил директор музея.

По словам Ерлана Рахимова, для частичной реставрации инструмента позвали мастера Нурлана Ракышева, который немного восстановил домбру, подтянул гриф и заменил струны. Это единственный экспонат в музее, оставшийся от Кудайбергена Альсеитова.