Главный исполнительный директор Beeline Казахстан – честно о «белых пятнах», ценах на тарифы и 5G
О достижениях и проблемах сотового оператора в регионе в эксклюзивном интервью @Pavlodarnews.kz рассказал глава компании Beeline Казахстан Евгений Настрадин.
– Beeline занимает ведущие позиции на рынке сотовой связи Павлодарской области. Какие интересные проекты вам уже удалось реализовать в нашем регионе?
– Павлодар входит в топ-3 городов Казахстана по развитию нашего бизнеса. И это прямо эталон того, как мы хотим выглядеть в каждом регионе.
За минувший год в области было установлено 56 позиций LTE, потому что люди хотят иметь постоянный доступ к высокоскоростному мобильному интернету. Теперь в регионе 97% имеющихся базовых станций имеют стандарт LTE. Оставшиеся 3% подключены к спутнику – в некоторые труднодоступные локации мы физически не можем провести оптоволоконную связь.
– В одном из интервью Вы произнесли такую фразу: «Лучше 4G для всех, чем 5G для избранных». Что Вы имели в виду? Ведь принято считать, что 5G – будущее сотовой связи.
– В мире всегда есть некие хайповые топики, и 5G – одна из таких тем. О ней много говорят и пишут. 5G отличается от 4G несколькими параметрами: выше скорость передачи данных, большее количество девайсов на одной и той же площади, и последнее – минимальная задержка.
Параметр скорости для маленьких экранов не имеет большой ценности, потому что воспроизведение YouTube что на 2 Мб/с, что на 10 – для человеческого глаза не имеет заметного значения. При этом гигабайты на более высокой скорости расходуются быстрее. Если мы с вами будем час смотреть один и тот же фильм, но я на 4G, а вы на 5G, то у вас трафика уйдет больше.
Минимальная задержка нужна в основном геймерам, потому что им в режиме реального времени в глобальной сети нужно быстро реагировать на действия соперников. Но этой аудитории в нашей стране в разы меньше, чем основных пользователей.
Массовое подключение девайсов, как и минимальная задержка, нужны на больших производствах для оптимизации процесса. Таким образом, 5G больше в интересах крупного бизнеса.
Кроме того, мобильному оператору на установку 5G придется потратить в несколько раз больше денег, чем на 4G. Себестоимость строительства сети вырастет, затраты при этом лягут на плечи всех пользователей компании. Поэтому лучше 4G для всех, чем 5G для избранных.
– Еще в прошлом году ваша компания заявляла, что серьезно займется ликвидацией в Павлодаре так называемых «белых пятен» – мест с плохой связью. Как продвигается эта работа? Учитывая, что сегодня горожане продолжают жаловаться на качество связи в некоторых микрорайонах и на дачах, в частности на Втором Павлодаре и в садоводстве «Клен».
– «Белые пятна» есть и будут всегда. Это нужно иметь в виду. Могу объяснить на примере одежды для подростков: 12-летнему ребенку купили в прошлом году новую одежду, а в этом она ему уже мала, и надо снова покупать вещи. В нашем случае тинейджер – это объем передаваемого трафика, а сеть со всем ее оборудованием, включая антенны – это одежда. Трафик ежегодно растет, в Павлодарской области он вырос на 27% за год. В среднем один павлодарец потребляет до 14 Гб интернета. Возьмем, к примеру, две базовые станции, у которых есть предел обеспечения качественной связи. Чем больше у них будет пользователей мобильного интернета, тем больше вероятность появления мест с плохой связью. Поскольку трафик растет постоянно – мы постоянно строим новые базовые станции, но пока мы их строим, люди жалуются на «белые пятна».
Есть еще одна причина их появления – это проблема радиофобии. У нас в Павлодаре есть конкретные адреса с «белыми пятнами», но мы не можем их убрать из-за человеческого фактора. Именно здесь жители запрещают нам устанавливать базовые станции. Законодательная реальность в стране такова, что, если хоть один житель написал заявление о демонтаже антенны, мы обязаны приехать и убрать ее. Дальше ситуация развивается совсем смешно: эти же жители пишут потом жалобы, что у них плохой мобильный интернет. Они говорят: «Антенну уберите, а мобильную связь оставьте». Мы приветствуем планируемые изменения в законодательстве, которые должны решить эту проблему.
Есть еще одна опция – применять опоры двойного назначения. Это столбы с освещением или видеонаблюдением, которые вы видите повсеместно на улицах городов и сел. В эти же столбы можно встроить телекоммуникационное оборудование! Это позволит не только не зависеть от мнения радифобов, но и сделать покрытие равномерным.
Другим отличным решением может быть выделение акиматами участков земли под базовые станции. Сотовая связь – такой же неотъемлемый субъект городской инфраструктуры, и мы готовы работать совместно с акиматами над определением наиболее подходящих мест, чтобы правильно распределить нагрузку на сеть и таким образом улучшить качество.
Что касается упомянутых вами Второго Павлодара и садоводства «Клен», то причина в увеличении трафика, и в планах у нас есть установка в этих местах новых базовых станций. Мы – единственный частный мобильный оператор, и наша логика проста: чем больше спрос на мобильный интернет, тем больше мы заинтересованы в строительстве сети.
Просто все это происходит не так быстро, как хотелось бы.
Процесс строительства выглядит примерно так: надо заказать оборудование, оплатить, доставить в страну – это уже занимает три месяца. Дальше – еще сложнее. Нужно получить разрешение на строительство и установку, а потом подготовить и сдать кучу документов, получить лицензию на эксплуатацию. Это еще девять месяцев. В итоге на установку новой станции уходит год. Радиофобы могут сильно замедлить эту работу. Например, в Алматы 40% запланированных работ по строительству станций сорвали непосредственно сами жильцы. В Астане все три мобильных оператора построили 100 станций, и при этом демонтировали 100 других из-за жалоб людей. Такими темпами КПД развития – увы – ноль.
При этом оборудование для сети, которое мы завозим в страну, готово к монтажу, но остается на наших складах, которые забиты под завязку. Мы готовы строить!
Но в Павлодаре ситуация у нас лучше. В городе на данный момент есть четыре «белых пятна», в одном месте мы уже договорились об установке станций, в трех – в процессе переговоров. Работа кропотливая, но она обязательно будет доведена до конца.
– Наши читатели жалуются, что Beeline производит смену тарифов на более дорогой без предупреждения. И вернуть старый тариф невозможно. Имеются ли такие факты? Как вообще проводится работа по смене тарифов? Их стоимость действительно резко повысилась в этом году?
– На тарифы влияют несколько факторов: коммерческий, юридический и эмоциональный.
Объясню первый из них: в сети у нас порядка 450 тысяч элементов, и мы раз в год обновляем где-то 100 тысяч из них. Приобретается все за доллары, в год уходит примерно 50-60 млрд тенге, и последние три года цифра только растет. Все эти расходы ложатся в себестоимость сервиса. Еще нам в прошлом году на 30% подняли стоимость электроэнергии, а наши станции постоянно нуждаются в ней. Интересно, что при одинаковой себестоимости сети в разных странах в Казахстане гигабайт – один из самых дешевых в мире.
Юридически мобильный оператор имеет право устанавливать свои расценки, как и любой предприниматель, при этом мы, конечно, смотрим на конкурентов. Но компанию регулярно проверяют на предмет обоснованности повышения тарифа. Кроме того, казахстанцы имеют право покинуть сотового оператора, не меняя своего номера (MNP), проголосовав кошельком, так сказать, за или против качества и стоимости услуг оператора.
А теперь эмоциональный аспект, который заключается в том, что клиенты очень хорошо помнят, сколько стоил платеж 3-5 лет назад, но не сравнивают его с ценой других привычных товаров – например, с ценами на хлеб, мясо, овощи…
Стоит отметить, что наши затраты растут гораздо сильнее, чем тарифы для клиентов, но у нас растет и клиентская база, поэтому мы можем позволить смягчить затраты для потребителей.
– Отдельно хотелось спросить о деятельности местного офиса по работе с клиентами. Как выстроено взаимодействие с потребителями? Что делается для улучшения двусторонней связи?
– В день на нашей сети происходит порядка 100 миллионов событий – выходы в интернет, звонки, сообщения. И несостоявшихся из них – всего несколько тысяч, что на объеме такой базы очень мало. Мы понимаем, что жалобы всегда будут, поскольку кроме объективных есть и субъективные факторы. Кому-то не будут нравиться цены, кому-то покрытие. Как лидирующая компания, мы всегда будем стремиться убирать негативные факторы и постоянно улучшать качество, чтобы сохранить свои позиции. И у нас это, наверное, неплохо получается, потому что мы сейчас №1 по числу абонентов, и клиентская база постоянно растет. Мы очень благодарны абонентам за эту оценку.
– Мы знаем, что вы активно занимаетесь борьбой с цифровым неравенством и сокращаете количество сел без мобильной связи и интернета. Благодаря программе «250+» сеть появляется там, где ее ранее не было. Сколько населенных пунктов вы уже охватили? И сколько в планах?
– С начала реализации программы «250+» по всей республике интернет от Beeline появился более чем в 1500 малых населенных пунктах. В Павлодарской области мы охватили 57 малых сел. Почти половину всей программы мы реализовали самостоятельно, вторую половину взяли на себя другие мобильные операторы. Благодаря этой программе телеком-компании еще и взаимодействуют между собой. Так, построив станцию, они дают на нее доступ партнерам. Глобальная Ассоциация мобильных операторов GSMA признала эту программу одной из лучших в мире. Строить в одиночку станции в таких малых селах экономически нецелесообразно, вложения попросту не окупятся. Только возведение антенно-мачтового сооружения (АМС) и само оборудование базовой станции может стоить до 100 млн тенге, а ведь еще есть эксплуатация. Что было сделано? Обычно мы платим государству за аренду частот, и эти деньги уходят в бюджет. Правительство предложило: кто присоединится к программе, сможет эти средства использовать на строительство станций в малых селах. Такая простая механика программы привела к колоссальному эффекту за столь короткий срок – 1500 малых сел уже получили мобильный интернет. А это сотни тысяч людей!
– И в завершение традиционный вопрос о планах по развитию. Чем компания намерена порадовать павлодарцев в ближайшем будущем?
– Хочу отметить, что мы стараемся предоставить нашим клиентам не только базовые сервисы, такие как соединение, мобильный интернет. На почти 6000 сотрудников у нас порядка 650 IT-специалистов, занимающихся созданием цифровых продуктов.
Например, приложение Simply, который является первым в стране необанком от Beeline. Он позволяет вам, не выходя из комнаты, получить бесплатную премиальную карту. В ней объединены баланс и мобильный кошелек, при каждой транзакции вам падает кэшбэк от 1,5%. Есть и другие очень интересные приложения от нашей компании, в числе которых BeeTV и Hitter. И мы ведем работу по увеличению таких предложений для клиентов.