Мажилисмены предложили ускорить демеркуризацию ртутного захоронения в Павлодаре

Мажилисмены предложили ускорить демеркуризацию ртутного захоронения в Павлодаре
Фото Константина Шелкова

Во время визита в Павлодарскую область депутаты Парламента РК побывали на нескольких промышленных гигантах, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Кроме того, народные избранники провели встречи с руководством области, а также посетили крупнейшее захоронение ртути в стране и озеро Былкылдак.

По словам председателя Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК Едиля Жанбыршина, ситуация под контролем, загрязнение Иртыша ртутью предупреждено. Вместе с тем, депутат считает, что нужно решать вопрос утилизации ядовитого металла.

– Мы своими глазами увидели так называемый замок, который преграждает путь ртути к Иртышу. Это бетонные плиты на глубине 15-20 метров. Подрядчик постоянно ведет мониторинг ситуации, за пределами стены ртути нет, но на территории бывшего «Химпрома» захоронено около полутора миллионов тонн ртути. Ее нужно демеркуризировать, нужно искать технологии. Уверен, такие технологии есть в США, Европе, Китае. Этим мы и займемся в Комитете, будем предлагать Правительству пути решения, – говорит народный избранник.

По словам заместителя акима Павлодарской области Айгерим Кабылтаевой, мониторинг ведется с 2005 года. В 2016 году построена подземная стена длиной 2,5 километра. Принята концепция демеркуризации и реабилитация загрязненных объектов.

Демеркуризация – это комплекс мер по удалению ртути и ее соединений с целью предотвращения отравлений людей и животных, включающий механические и химические способы очистки загрязненных поверхностей. Процесс предполагает сбор видимых капель ртути и обработку поверхностей специальными растворами, которые нейтрализуют оставшиеся следы опасного металла и снижают его летучесть.

Что касается озера Былкылдак, то в свое время в Павлодаре из-за производственной деятельности «Химпрома» и других предприятий сточные воды сливались в водоем, образуя так называемую ртутную проблему. Несмотря на то, что озеро не представляет непосредственной угрозы для окружающей среды, Правительство взяло на себя ответственность за ликвидацию оставшихся на дне вредных веществ.