В Павлодаре обсудили финансовую дисциплину

В Павлодаре обсудили финансовую дисциплину
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Задача собравшихся на семинаре – понять, какие ошибки допускаются на практике, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Темой очередного семинара-совещания в Павлодаре, организованного ревизионной комиссией области, было соблюдение законодательства РК о бухгалтерском учёте и финансовой отчетности. Участники обсудили вопросы повышения финансовой дисциплины и качества бухгалтерской отчётности в учреждениях спорта, рассмотрели результаты аудита, типичные ошибки и нововведения Бюджетного кодекса.

Открывая встречу с участием заместителя руководителя ГУ «Управление физической культуры и спорта Павлодарской области» Кайрата Ахметжанова и ответственных должностных лиц госучреждений по спорту, член ревизионной комиссии Серикбай Тастембеков напомнил, что профессия бухгалтера – очень непростая, ведь приходится работать с большим количеством цифр, делать сложные вычисления, держать в уме разные схемы проводок и концентрироваться на мелочах. Кроме того, это и постоянный поиск информации, и общение с проверяющими органами, и регулярное отслеживание изменений в законодательстве. Специалист должен использовать только актуальные данные, ведь ошибка, допущенная по причине использования старых законодательных актов, может привести к нарушениям. На его плечах большая ответственность, ибо нарушение правил бухучёта может обернуться административным штрафом как для учреждения, так и для самого бухгалтера. Работа с финансами сама по себе трудная, а работа с бюджетными средствами требует особой внимательности и ответственности. Поэтому подобные семинары должны проводиться как раз для того, чтобы не допускать ошибок в ходе деятельности госучреждений.

Он подчеркнул: цель встречи – не разбор нарушений и не поиск виноватых. По результатам аудита консолидационной финансовой отчётности видно, что из года в год повторяются такие недочёты, как отражение недостоверных данных в консолидированной финансовой отчетности, допущенное в результате неверного построчного суммирования аналогичных статей; несоответствие данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности; неотражение в консолидированной финансовой отчетности задолженности по аренде коммунальной собственности; неверное отражение резерва по неиспользованным отпускам, дебиторской и кредиторской задолженности и неверное формирование стоимости завершенных объектов строительства, вследствие этого – невключение в стоимость затрат по разработке проектно-сметной документации с государственной экспертизой; неотражение в учете и отчетности проектов по причине непроведения своевременно инвентаризации незавершенного строительства.

Государственным аудитом в Павлодаре и Экибастузе было охвачено восемь объектов, из которых шесть – встречной проверкой. Установлены нарушения в общей сумме 52 154,8 млн тенге, в т.ч. финансовые нарушения – 29 336 млн тенге, или 56,2 %, искажения финансовой отчетности – 21 411,3 млн тенге, или 41 %, искажения финансовой отчетности, являющиеся процедурными нарушениями, – 1 408,2 млн тенге, или 2,7 %.

Анализ выявленных нарушений в объектах аудита и его подведомственных учреждениях показал неэффективное использование выделенных бюджетных средств, нарушение бухгалтерской дисциплины, а также неполноценное исполнение возложенных функциональных обязанностей финансовыми работниками. Где-то это элементарная невнимательность, где-то недостаточная осведомлённость о новых требованиях. Но в целом ясно: внимание к качеству финансовой отчётности необходимо усиливать.

Установлено, что администраторами не соблюдаются сроки составления и представления консолидированной финансовой отчетности, не в полной мере ведется управленческий учет, не в должной мере осуществляется оптимизация расходов и недопущение неэффективных затрат, улучшение финансовых показателей.

Инвентаризация, проводимая государственными органами, в основном носит формальный характер, так как установленные в ходе аудита отклонения можно было выявить и предотвратить при качественной инвентаризации активов и расчетов.

С. Тастембеков обратил внимание собравшихся на выявленные отдельные нарушения в учреждениях спорта. Так, установлен, например, факт необоснованно и неправомерно выплаченной заработной платы работникам на сумму более восьми миллионов тенге за фактически неотработанное время в дни их нахождения по частным делам за пределами РК (факты пересечения Государственной границы этими работниками подтверждены уполномоченными органами в рамках аудита). Львиная доля необоснованно выплаченной заработной платы приходится на тренеров. При этом по документам в эти дни тренеры якобы были на работе и проводили учебно-тренировочный процесс.

Серикбай Шайхислямович обратил внимание на то, что работа кадровой службы и бухгалтерии взаимосвязана. Типовые ошибки, встречающиеся в разных учреждениях, зачастую свидетельствуют о нарушении трудового законодательства. Для бухгалтерии табель учёта рабочего времени – первичный документ, на основании которого производится расчёт заработной платы, контроль дисциплины и формирование отчётности в статистическое управление. Из этого следует: в каждом учреждении должно быть назначено ответственное лицо за ведение табеля, и это необходимо отразить в должностной инструкции или закрепить отдельным внутренним документом.

Своевременность принятых мер по устранению нарушений способствует предотвращению существенных искажений в консолидированной финансовой отчетности администратора, что должно положительно сказаться на консолидированной финансовой отчетности местного бюджета.

В связи с этим в целях улучшения финансовой дисциплины, обращая внимание на установленные нарушения, ревизионная комиссия рекомендовала рассмотреть возможность направления на курсы повышения квалификации работников государственных учреждений, ответственных за составление финансовой отчетности, а также провести работу по устранению аналогичных недостатков и отклонений при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении финансовой отчетности.

Присутствующие поговорили и об изменениях в законодательстве, а конкретно о новом Бюджетном кодексе, в котором появился отдельный раздел VI, посвящённый бухгалтерскому учёту и финансовой отчётности, о важных усовершенствованиях документа, о том, кого конкретно касаются эти изменения. Рассмотрели правила составления годовой консолидированной финансовой отчётности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.

В заключение было сказано, что общая цель собравшихся – повысить качество финансовой дисциплины, укрепить взаимодействие между службами и обеспечить соответствие новым требованиям законодательства. Ведь добиться достоверной отчётности и эффективного использования бюджетных средств можно, только если каждый специалист на своем месте будет точным, внимательным и ответственным.