Юрта и звёзды в небе: как переселенцы из Китая оживляют в Успенке древнюю магию

Вернувшись на историческую родину, семья создала добрую традицию праздновать Наурыз и другие праздники исключительно в юртах, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Гульзира Кудыш перебралась из Китая в Казахстан восемь лет назад. В село Каратай Успенского района приехала не с одним чемоданом: с собой была казахская юрта и убранства. С тех пор семья Кудыш все праздники и важные мероприятия отмечает только в переносном жилище, в национальном колорите.
– Юрта ручной работой стала ценной реликвией нашей родни. Шанырак, внутреннее убранство, мебель и даже деревянный порог изготовлены по древним обычаям казахов. Мы верим, что округленная форма традиционного жилища номадов охраняет нас от плохой энергетики и потусторонних сил. Наши предки верили, что в углах собирается негатив. Как только наступают теплые дни, мы с семьей сразу переезжаем в юрту. В ней своя неповторимая аура. Даже свет падает по-другому, а воздух обновляется постоянно. Поэтому, когда ночуем в такой казахской «летней кухне», чувствуем себя хорошо и очень редко болеем, – рассказывает собеседница.
Из чего состоит
«Сықырлауық» или «жарма» – это дверь, которая служит входом и выходом в юрту. Она состоит из порога и верхней перекладины, двух косяков и створок двери. Как и другие материалы, «жарма» сборная.
«Кереге» составляет основной каркас юрты. Каждую деревянную часть кереге называют «желі», а самую длинную – «ерісін», чуть короче – «балашық», самую короткую – «сағанақ». Законченные секции кереге именуют «қанат» (крыло). Количество крыльев увеличивается в зависимости от размера жилища, их может быть до 12.
«Уық» – это деревянная жердь, соединяющая кереге с шаныраком. Его изготавливают из ивы или берёзы. Часть уыка, привязываемая к голове кереге, более плоская и слегка изогнутая, её называют «плечо уыка». Верхняя прямая часть – «қары», четырёхгранный конец, вставляемый в отверстие шанырака, – «қаламы», а верёвка, которой уык привязывается к голове кереге, – «уық бау».
«Шаңырақ» – это купол, который формирует вершину юрты и скрепляет её воедино. Его обычно изготавливают из тутовника или цельной берёзы, изгибая и соединяя части, а крепления украшают блестящим металлом или серебром. Круглый обод шанырака – «тоғын» – пронизан четырёхгранными отверстиями, куда вставляют уыки. Деревянные перекладины, закреплённые под углом около 45 градусов, чтобы предотвращать скопление осадков на крыше юрты, называют «күлдіреуіш».
Как собирают
Семья Гульзиры Кудыш изготавливает жилище сама: каждые детали и орнаменты – ручной работы и из натуральных материалов. По особым праздникам сборкой занимаются молодые люди аула, так они обретают командный дух.
– Сначала один из соседей устанавливает сыкырлауык и удерживает его. Затем, начиная с правого косяка, растягивают и связывают кереге. После того как мужчины закончат сборку кереге, с помощью шеста поднимают шанырак в центр и удерживают. Затем женщины втыкают и привязывают уыки, – пояснила Гульзира.
Чтобы очистить территорию, где стоит юрта, выгоняют овец. Сельчане говорят, что животные поедают траву, а вместе с ней и насекомых и червей. А ядовитые змеи, чувствуя присутствие парнокопытных, уходят в другое место.
– Для соединения частей каркаса юрты используем верёвки и ремни. Две секции кереге саганак соединяют, обвязывая их тонким ремнём с орнаментом, называемым «таңғыш». Голову кереге обвязывают снаружи верёвкой из конского волоса, а уыки подвязывают накрест, чтобы они не смещались. Во время бури, чтобы удержать шанырак, используют верёвку с орнаментом и несъёмными кистями, которую привязывают к шаныраку в трёх местах и закрепляют на кереге, придавая юрте декоративный и функциональный вид, – перечислила Гульзира Кудыш.
Как живут
– Внутреннее пространство юрты организовано в соответствии с понятиями казахского мировоззрения. Правая сторона от входа, если смотреть с тора, – это левая сторона, называемая «Оң жақ». Это место родителей. Левая сторона – место неженатых сыновей и незамужних дочерей. Центр дома – место очага. Пространство от двери до очага называют «Есік жақ» или «Босаға жақ», – рассказал жительница аула.
Казахская юрта остаётся живым примером того, как традиции могут гармонично сочетаться с практичностью, оставаясь актуальными даже в наши дни. И то, что жители Успенки в тёплое время года предпочитают пожить в юртах, яркое доказательство этому.