Откуда есть пошла «Земля свободных людей»
На территории современного Казахстана существовало множество государств и племенных союзов, но одно племя сыграло определяющую роль, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
В период Средневековья в Великой степи возвышались и погибали государства саков, хунну, тюрков, тюргешей, карлуков, караханидов, кимаков. Последних сменило племя кипчаков, названных половцами в русских летописях, в европейских источниках – куманами. Именно это племя сыграло определяющую роль в истории не только казахского, но и многих других народов Евразии.
Начнем с того, что казахский, как и ногайский, каракалпакский, киргизский, татарский, башкирский, кумыкский, карачаево-балкарский и крымскотатарский восходят к кипчакскому языку, то есть по сути государственный язык Казахстана – один из диалектов половецкого.
Считается, что первое упоминание о кипчаках выбито на Селенгинском камне (Монголия – прим. автора) и датируется примерно седьмым веком. Текст, выбитый на нем, — часть погребального комплекса Бильге-кагана, одного из основателей Восточно-тюркского каганата в монгольских степях. В четвертой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кипчаки властвовали над нами 50 лет…»
Но и это, как показывают исследования, не предел. Наиболее раннее упоминание о кипчаках зафиксировано в 201 году до нашей эры. Название этого племени записано китайскими летописцами как кюеше, или цзюеше. По мнению древнекитайских ученых, кипчаки были частью некогда существовавшего на Востоке народа динлинов. Другие считают предками кипчаков племя сиров (сары, шары, сюеяньто в китайских источниках).
После разгрома Восточно-тюркского каганата кипчаки входят уже в состав Кимакского. Существует мнение, что столица каганата — город Хакан-Кимак — некогда находилась неподалеку от нынешнего Павлодара, то есть именно в этот период кипчаки впервые появляются в казахских степях в составе племенного союза кимаков со столицей в пределах Павлодарского Прииртышья. Государство кимаков распалось примерно в десятом веке, власть в степи переходит под контроль кипчаков. Степные просторы Евразии с тех пор стали называться Дешт-и-Кипчак – Половецкой степью.
Половцы быстро расширяют свою сферу влияния на юг и запад. С берегов Сырдарьи изгоняют извечных степных братьев-конкурентов огузов – предков большинства современных турок, азербайджанцев и туркменов. Казахстанский исследователь Радик Темиргалиев считает этот момент поворотным в истории двух племен, и с ним трудно не согласиться. К примеру, после поражения от кипчаков огузы были вынуждены мигрировать дальше на юго-запад, в итоге достигнув берегов Босфора и основав Османскую империю.
«Принято считать, что противостояние кипчаков и огузов закончилось полным поражением последних уже в середине XI века. Но на самом деле ожесточенная война кипчаков и огузов продолжилась на всех фронтах от Черного до Аральского моря, и в эту войну оказались в той или иной степени втянуты многие земледельческие государства. Многие историки не смогли увидеть эту войну, видимо, по той причине, что привыкли к людям прошлого относиться фактически как к неполноценным и недоразвитым полуживотным, которые воевали друг с другом без всякой логики. Хотя и в те времена геополитические, экономические и межэтнические противоречия имели очень существенное значение. Для кочевников самыми заклятыми врагами всегда являлись сами кочевники. Именно с огузами и печенегами (вскоре фактически слившимися в один народ) враждовали кипчаки, поскольку это была борьба за жизненное пространство», - пишет Радик Темиргалиев.
Быстро захватывающее господство в Малой Азии огузское племя сельджуков оказывало большее давление на угасающую Византийскую империю. С востока давили сельджуки, а с севера – их кровные братья печенеги. Император Алексей I Комнин не знал другого решения, кроме просьбы о помощи у половцев-кипчаков. Кипчакские ханы Боняк и Тугоркан охотно откликнулись на предложение Алексея заключить союз, рассчитывая добить старых врагов, и просто рвались в бой. В итоге в битве при Лебурне объединенное греко-кипчакское войско разгромило печенегов и еще на несколько лет оттянуло падение Византии.
Как пишет Радик Темиргалиев, русские княжества также пользовались натянутыми отношениями между двумя степными народами – половцами и огузами. Дабы воспрепятствовать дальнейшему усилению позиций половцев, князья переселили в причерноморские степи одно из племен огузов – торков (само название племени наводит на мысль, что кипчаки не отождествляли себя с этнонимом «тюрк», «турок», возможно «тюрками» первоначально себя именовали только лишь огузы – прим. автора), чем вызвали гнев половецких ханов.
«Кипчаки вторглись на Русь в 1067 году, – пишет Радик Темиргалиев. – В первом сражении степняки наголову разбили войско трех князей на Альте. Однако один из князей – Святослав – сумел взять реванш и с малочисленным отрядом нанес поражение кипчакам на Снове. Но эта победа носила лишь тактический характер, поскольку враждебность кипчаков и огузов не могла бы о себе не напомнить. Так оно и произошло. Началось всё с того, что в 1093 году в Киеве скончался верховный князь Всеволод, на место которого заступил его племянник Святополк.
Кипчаки по обыкновению направили послов в Киев для заключения мира с новым русским правителем. Однако неожиданно Святополк заточил в темницу посланцев, что, естественно, не осталось без последствий. В ответ кипчаки немедленно двинулись походом на Торческ – город, населенный осевшими огузами. Уже само направление удара показывает, кого кипчаки сочли истинными виновниками произошедшего обострения отношений. Святополк пытался выручить своих верных союзников, но в двух боях его армия потерпела полное поражение, а кипчаки после долговременной осады все же сумели взять Торческ и дотла его сжечь. Тем не менее, кипчаки не стали развивать успех и согласились на предложения о мире, поступившие из лагеря побежденных. Мирный договор был скреплен династическим браком. Святополк женился на дочери хана Тугоркана».
Как видно из вышеизложенного, взаимоотношения русских и кипчаков отнюдь не ограничивались лишь войнами и набегами. Более того, оба народа бок о бок сражались против монгольского войска в битве на Калке 31 мая 1223 года. Поражение в этой войне положило конец кипчакам как политической единице, однако вовсе не рассеяла народ, как считают многие. Видимо, часть аристократической верхушки кипчаков во главе с ханом Котяном откочевала в Венгрию и составила военное сословие мадьяр. Похожее положение занимали кипчаки в Грузии, Египте, Валахии. В Болгарии кипчаки, или как их называли болгары «куманы», веками были опорой царей. В 1185 году братья-половцы Петр и Асен возглавили национально-освободительное движение против греков и основали Второе Болгарское царство, навечно вписав свои имена в историю этой страны.
К Монгольскому нашествию, которое также называется как Кипчакский поход (направления ударов и характер показывают истинные цели монголов и подтверждают правильность названия Западного похода монголов «кипчакским» — прим. автора), кипчаки практически сформировались в этнос, вобравший в себя представителей и других племен. Это подтверждает наличие села Джалаир в Азербайджане, реки Аргун на Кавказе, столица Гагаузии – Комрат (от названия племени конырат)
Кипчаки оставили неизгладимый след в истории Евразии. Бесспорно влияние половцев на возникновение казачества. Примечательно, что впервые слово «казак», что равноценно этнониму «қазақ», записано в кипчакско-латинском словаре «Кодекс Куманикус» 1303 года. Термин трактуется по-разному, но смысл схож – независимый ни от кого, свободный воин. Само явление казачества доказывает, что в Запорожье, в Причерноморье, на Дону и Кубани (есть версия, что название региона происходит от слова «куман») тюрки продолжали жить и придерживаться своего привычного уклада, а татаро-монгольское иго – не более, чем миф.
Название «Казахстан» также переводится как «Земля свободных людей». Именно свобода чтилась нашими предками выше всего, и прежде всего свобода духа. Люди в степи никогда и ничем не отгораживались ни от кого, не делились ни по религиозному и уж тем более ни по политическому признаку, ценили людей за поступки. Во многом благодаря такому генетическому коду в нашей стране царит мир и согласие, и долг каждого казахстанца – добрыми поступками, теплым отношением к людям вносить вклад в укрепление этого мира.