Плывёт по течению: кто стоит за штурвалом теплохода «Казахстан»

Плывёт по течению: кто стоит за штурвалом теплохода «Казахстан»
Фото Акмарал Есимхановой

Летними днями он неспешно скользит по Иртышу от речного вокзала до моста и обратно. Им управляет 62-летний капитан-механик Камбар Исеев, чья первая навигация началась в далёком 1984 году. С тех пор он не расставался с рекой, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Камбар-ага родом из Алтайского края. С юных лет он мечтал о море, рисовал волны и корабли, а любимым художником стал Айвазовский. Но тогда Камбар и представить не мог, что однажды окажется на флоте.

– Меня призвали в армию из Барнаула, попал в Лиепаю, в воинскую часть 87307. Полгода учебки: водолазное дело, работа в моторном отсеке, изучение дела. Нас было тысячи крепких ребят и всех распределили по кораблям. Тогда никто не спрашивал, но позже я понял – всё сложилось правильно. Дважды был в боевом походе в Средиземном море: Германия, Тунис, Ливия. Это были дружественные визиты, – вспоминает капитан. 

После службы он остался в Павлодаре, где работал его брат, и устроился мотористом в речной порт. С тех пор прошёл путь от стажёра до капитана. Работал на буксирах, пассажирских теплоходах, даже на ледоколе.

– Речной порт дал мне не только профессию, но и путёвку в жизнь. Теория – это одно, а практика – совсем другое. Когда впервые увидел Иртыш, понял: остаюсь. Начал с моториста, потом стал вторым штурманом, первым, капитаном-дублёром, а затем и капитаном. И всё закрутилось. Я «заболел» этой рекой, – говорит Камбар Исеев. 

Он называет речников фанатиками – теми, кто однажды пришёл на Иртыш и остался навсегда. 

– Это болезнь. Даже зимой не сидим: ремонт, подготовка, снова ремонт. Уже в марте тянет к воде. Конечно, были предложения уйти в море. Один мой знакомый, бывший моторист из Павлодара, окончил Омский техникум, сейчас ходит капитаном по морю – из Актау в Махачкалу. Но у каждого свой путь. У меня – речной, – говорит капитан.  

Фанатик речного дела – не только он один в семье. Его брат Коблан Исеев – капитан теплохода «Бриз» в Павлодаре. 

– Нас трое братьев. Двое служили на флоте. Я на Балтике, Коблан – на Тихоокеанском флоте. Узнал об этом, когда получил письмо прямо на корабле. А третий брат попал в стройбат, – вспоминает Камбар-ага.

Он не только управляет судами, но и сам может построить полноценное судно. Так было с пассажирским паромом «Кочевник», который он пригнал из Омска в 2008 году.

– Судно было в металлоломе: ни двигателя, ни проводки. Взял кредит, вложил душу, три с половиной года восстанавливал. Потом водил пассажиров. Но несколько лет назад пришлось продать, – говорит собеседник с лёгкой грустью. 

Капитан помнит времена, когда из Павлодара можно было дойти по реке до Семея и Омска. Когда «Ракеты» швартовались в каждом районном центре, а речной вокзал был настоящими воротами города. Сегодня маршрут короче: от вокзала до моста и обратно. Но дух остался. 

– Иртыш – наш кормилец. Его надо уважать. Сейчас мель, до Кенжеколя не дойти. Но всё можно восстановить: нужны заправочные линии, штат. Раньше пассажирские суда приравнивались к грузовым. Сейчас всё иначе. Но мы держимся. Я никогда не уходил из речного дела. Ни разу. Даже в кризисы, даже без зарплаты. Потому что это – жизнь, – говорит капитан.  

На борту «Казахстана» всегда порядок. Для Камбара Исеева важны чистота, безопасность, дисциплина. Это его незыблемые принципы. Камбар-ага не мечтает о дальних морях. Его главная мечта – быть рядом с семьёй.

– Главное – дети и внуки. Вот Альтаир, внук, ему восемь. Говорит, готов со мной хоть на Луну. Пусть будут рядом, здоровы и счастливы. Это и есть моя судьба. Моя навигация по жизни. Даже сейчас зовут на Байкал, во Владивосток. Но меня всё равно тянет к Иртышу, – признаётся капитан. 

А в приметы, как «женщина на корабле к беде», он не верит. Ведь в его экипаже работает матрос по имени Валентина, без которой невозможен не один рейс по Иртышу до моста и обратно.