Степь в зёрнышках и каплях: где в Павлодаре скрыт уникальный витраж

Степь в зёрнышках и каплях: где в Павлодаре скрыт уникальный витраж
Фото: Константина Шелкова

В семье павлодарских художников Александр Бибин занимает значимое место как признанный живописец и мастер декоративного искусства, оставивший в наследство горожанам свои шедевры. Где жители региона могут увидеть одну из работ мастера, показывает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Как рассказала хранитель областного художественного музея Елена Дубовая, Александр Бибин – один из тех, кто, вернувшись после учёбы в Павлодар, стремился что-то сделать для строящегося города. В том же ряду стоят Иван Курбатов, Станислав Медведев, Геннадий Слюсарев, Виктор Поликарпов. 

Один из объектов, который Александр Бибин преобразил великолепием литого стекла в 70-х годах прошлого века, – Дворец культуры тракторостроителей. Теперь это Дворец культуры имени Естая. В здании находится витраж «Разбуженная степь». Триптих содержит более ста мозаичных квадратов.

Примечателен и сам Дворец культуры. Его спроектировал Московский институт типовых проектов при прямой поддержке первого лётчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и его друга по Саратовскому техникуму Виктора Порохни – тренера футбольной команды «Авангард» (ныне – ФК «Иртыш»).

«За ночь мы придумали новую технологию изготовления формы. Пройдя по цехам тракторного завода, нашли гильотину и тонкую жесть. Нарубили полосу из жести нужной высоты, определяющей толщину отлитого стекла. Жесть гнули плоскогубцами и руками. Затем в литейном цехе нашли чугунные бруски, которыми фиксировали форму из полосы. После первой отливки стекла при температуре выше 1000 градусов мы подарили аптеке прибыльный день, раскупив все мази для ожогов. Технология отливки совершенствовалась дальше», – говорил сам Бибин.

При рассмотрении полотна «Разбуженная степь» Елена Дубовая просит обратить внимание на фактуру литых стекол, в которых можно увидеть ребрышки, завитушки, капельки, зернышки, барашки и прочие художественные неровности.

– Александр Бибин создавал рисунок в остывающем стекле металлическим прутом или заостренной мокрой рейкой, – объясняет хранитель фонда. – Мозаика, фреска, стенная роспись, витраж – эти виды искусства требовали уникальных знаний, терпения, большого таланта, которыми, несомненно, обладали павлодарские художники. 

Витраж – древний вид искусства. Немецкие мастера, которые создавали витраж Исаакиевского собора, использовали обкладку стекол свинцовыми пластинами. В Павлодаре удешевили процедуру – использовали бетон. Это повлияло лишь на стоимость проекта, но не на качество и внешний вид.

Раньше в Павлодаре можно было рассмотреть бибинские литые колосья и солнце в магазине «Сюрприз», украшение вестибюля гостиницы «Иртыш» геометрическим и растительным орнаментом, стилизованные женские фигуры на стеклянной картине «Луга Иртыша». Эти образцы искусства утеряны. Стерты со стен Дома Советов алюминиевая чеканка, со здания аптеки – бетонные барельефы. Та же участь постигла альпинарий музыкального колледжа. Исчезли в пыли реконструкции здания «леденцовые» столбы в магазине тканей «Березка».

Но у нынешних наследников города есть возможность увидеть полет творческой мысли прославленного земляка в стекле витражей театра имени Аймаутова, гостиницы Сары-Арка и монументальном полотне в ДК имени Естая.