Цифровой капкан: как павлодарцы становятся жертвами интернет-аферистов

Виды мошеннических действий исчисляются десятками, передаёт корреспондент Pavlodarnews.kz.
Самату Кудайбергенову (имя изменено по просьбе пострадавшего) позвонили якобы из «Kaspi Магазина» и сообщили, что его посылка прибыла раньше срока, хотя он ожидал её позже. Вскоре павлодарец понял, что стал жертвой мошенничества.
– Я ждал посылку 12 июля. Но девятого числа мне позвонил молодой человек, представился курьером и сообщил, что отправил код, который нужно продиктовать. Код пришёл не от «Каспи Магазина», а с номера 1414. Я выполнил всё, что он просил, и вскоре с моего банковского счёта была снята крупная сумма, а на моё имя оформили кредит. Конечно, я обратился в полицию, но было уже поздно, – рассказывает Самат о своём горьком опыте.
Первый заместитель начальника департамента полиции области Болат Нурсеитов подтверждает: таких случаев много. Несмотря на профилактические акции и информационные кампании, в регионе устойчиво растёт количество преступлений в сфере интернет-мошенничества.
Как расставляют капканы
Наиболее распространено пять схем обмана:
- ложные инвестиции – особенно в «криптопроекты», торговлю на бирже, вложения в сомнительные стартапы;
- фишинговые сайты, имитирующие страницы банков, госорганов и популярных интернет-платформ;
- поддельные онлайн-магазины, предлагающие популярные товары по заниженным ценам с требованием предоплаты;
- взлом аккаунтов в мессенджерах и соцсетях с последующей рассылкой просьб одолжить деньги;
- мошенничество под видом оформления займов, выплат и бонусов якобы от имени государственных структур или банков.
Сохраняются схемы с СМС-уведомлениями о «блокировке карты», массовые e-mail-рассылки. Но мошенники развиваются, постоянно совершенствуют свои навыки и адаптируются к технологиям.
– Увеличилось число обманов через мобильные приложения и мессенджеры. Аферисты используют deepfake-записи, фальсифицированные аудио и видео с голосами знакомых людей. Возвращаются классические схемы в обновлённом виде. Например, фальшивые государственные выплаты теперь оформляют через поддельные Telegram-боты, – пояснил Болат Нурсеитов.
По данным полиции Павлодарской области, количество обращений по интернет-мошенничеству растёт: в 2023 году – 1021 случай, в 2024-м – уже 1427, а за полгода 2025-го – 1014 обращений.
Наиболее часто поводом для возбуждения уголовного дела становятся жалобы о значительных финансовых потерях, сотрудничестве с международными аферистскими платформами и массовом ущербе: один мошенник может оставить десятки пострадавших.
Как разжать капкан
– Есть несколько признаков: звонок от «сотрудника банка» с угрозой снятия средств, просьба перейти по ссылке, установить приложение или назвать код из СМС, обращение с незнакомого номера от имени знакомого, давление и срочность. Обычно аферисты говорят «иначе счёт будет заблокирован», – рассказали в департаменте полиции.
Людям, попавшим под прицел мошенников, рекомендуют:
- смените язык общения – мошенники часто не говорят по-казахски;
- перезвоните на официальный номер банка или госоргана;
- проверьте номер телефона в поисковых системах и отзывах;
- ни при каких обстоятельствах не передавайте данные карт и коды.
– Мы настоятельно рекомендуем не переходить по подозрительным ссылкам, особенно в мессенджерах. Советуем использовать антивирусное программное обеспечение и официальные приложения, обучать пожилых родственников правилам цифровой безопасности. Также подключать СМС-оповещения и лимиты на банковские операции и сообщать в полицию о любых попытках обмана, – подчёркивают представители правоохранительных органов.
Каждый казахстанец может добровольно установить запрет на оформление кредитов и микрозаймов. Для этого необходимо подать заявку в мобильном приложении eGov mobile либо на портале eGov.kz. Запрет действует шесть месяцев и автоматически снимается по истечении срока. Его также можно отменить досрочно, подав отдельную заявку.
Также можно обезопасить себя и близких, соблюдая простые правила:
- используйте двухфакторную аутентификацию;
- устанавливайте сложные уникальные пароли для разных ресурсов;
- не публикуйте личные данные (паспорт, номер карты, адрес);
- проверяйте разрешения у приложений, удаляйте подозрительные;
- включайте уведомления по всем банковским операциям.
– Управление по противодействию киберпреступности департамента полиции Павлодарской области ведёт целенаправленную работу по пресечению и профилактике интернет-преступлений. Мы применяем современные технологии, отслеживаем криптовалютные транзакции, работаем с банками второго уровня и используем специализированные аналитические платформы, – сообщил Болат Нурсеисов.
С начала этого года полицейские задержали в регионе более 20 человек, подозреваемых в мошенничестве.
Стражи порядка предупреждают: участились случаи, когда звонят «курьеры» и просят назвать коды или адреса доставки. В филиале Казпочты подчёркивают: это явный признак мошенничества.