История на пальце: павлодарцы взялись за перекрой украшений древности
Мастерская в библиотеке не похожа на рабочее место ювелиров. В арсенале нет ни металлов, ни драгоценных камней. По образу и подобию чего создают украшения местные мастера, увидела корреспондент @Pavlodarnews.kz.
На протяжении пяти лет павлодарцы приходили в мастерскую Maker Space в областной библиотеке бесплатно изучать программирование, ставить химические опыты, конструировать роботов и снимать подкасты. Теперь координаторы проекта решили осовременить древнюю культуру и начали с национальных украшений. Искать драгоценные металлы не пришлось, литьё заменила 3D-печать.
Как объясняет координатор Алина Темиргалиева, сначала ученики изучают теорию. К каждому уроку наставники готовят лекции об истории ювелирных изделий, используя информацию из исторических пособий.
– Можно сказать, мы убиваем двух зайцев одним выстрелом. Даём детям знания из истории родной страны, пытаемся донести до них информацию в интересном формате, объясняем значение каждого вида ювелирных украшений, каждого узора, камня. Они и сами интересуются. Человек должен иметь представление о значении и назначении того или иного рисунка или композиции, прежде чем изготавливать украшение, – говорит Алина Темиргалиева.
Она напомнила, что орнаменты для казахов имели ритуальное значение. Узоры служили особым кодом, через которые можно было считать сведения о человеке. К примеру, раньше девушка после замужества должна была отправлять родителям подарки, сделанные собственными руками. Если на презенте был вышит птичий клюв, это означало, что в семье мужа дочь живет как вольная птица, и беспокоиться родным не о чем. А если вышиты один худой мужчина и рядом полный, то это плохой знак – девушка страдает, живя с чужой семьей.
Ученики Maker Space сами разрабатывают эскизы браслетов, колец и брелоков. Модели составляют в программе Blender. Уроки дизайна преподает графический дизайнер и художник Азамат Амантай. На создание эскиза одного украшения уходит от нескольких часов до несколько дней, после чего модель загружают в приложение для принтера, за которым стоит вторая по значимости работа.
– Одна моделька печатается от 20 минут до нескольких часов. Бывает, оставляем принтер работать на ночь, если эскиз осень сложный. Мы только недавно начали пользоваться 3D-принтером, в то время как в Китае уже вовсю печатают импланты сердца, – указывает координатор.
В основе украшений – пластмассовая нить, филамент. Сразу после печати он сохраняет тепло и гибкость, поэтому в таком состоянии украшению можно придать любую форму – обернуть вокруг руки, шеи, пальца. Потом пластик быстро твердеет, и в этом плюс материала. Благодаря этому узоры не растекаются, не залипают и не наваливаются друг на друга.
По словам Азамата Амантая, для такой работы на первых порах достаточно иметь только интерес.
– Для 3D-моделирования и печати желательно, конечно, еще и иметь предрасположенность к творчеству. Когда нужно составить композицию и разместить узоры на украшении, должно быть какое-то видение красоты, знание истории. Но самое главное – чтобы был интерес, – считает художник. – На занятия приходят взрослые и дети, студенты разных специальностей. В день по 20-25 человек. Но со школьниками работать проще, так как у них больше свободного времени и ярче выражен интерес к новому и необычному.
После курса по созданию ювелирных изделий в мастерской планируют начать изготавливать игрушки ортеке для домбристов. К этой кукле подвязывают нитки и надевают на руку музыканта, и во время игры ортеке начинает «танцевать». Павлодарцы будут её печатать также на 3D-принтере, а в дальнейшем изготовят из дерева.
Фото автора