Не просто ради красоты: павлодарка напомнила о смысле казахских орнаментов
Специалисты идентифицировали около 200 видов ою, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
По информации магистра педагогических наук, старшего преподавателя кафедры «Трехъязычие» Айгерим Ташековой, большое разнообразие орнаментов могут подтвердить образцы древней культуры.
– Их обнаружили в результате многолетних археологических исследований в стране. Это и наследие сакской, гуннской и уйсинской эпох, — пояснила собеседница. — Некоторые из керамических сосудов, найденных при археологических раскопках, украшены геометрическими, зигзагообразными узорами.
Каждый орнамент имеет свой смысл. Ученые классифицируют их так:
— растительный орнамент: «жапырақ» (лист), «үшжапырақ» (трехлистник), «шиыршықгүл», «ағаш» (дерево);
— зооморфный орнамент — природные и мифические образы животных: «қошқармүйіз» (бараний рог), различные его варианты: «қос мүйіз», «сынық мүйіз» (сломанный рог), «қырық мүйіз», а также «өркеш» (горб), «табан» (ступня), «бота мойын», «құсқанаты»);
— космогонический орнамент: «дөңгелек» (круглый), «ирек» (зигзаг), «шимай», «торкөз» (сетка).
Каждый орнамент имеет глубокий философский смысл, уверена Айгерим Ташекова.
— Модели орнаментов для детей, мужчин и женщин различаются. Например, на одежде девочек изображались цветы или крылатые ласточки. Одежду мальчика, чтобы он был храбрым, украшали узорами с наконечником копья, орлом, бараньим рогом, — рассказала магистр.
Смысл имеют и цвета орнаментов. Синий — знак свободы, независимости, а зеленый, желтый, красный означают молодость и любовь.
— Через казахские орнаменты можно узнать уровень быта или о чем мечтает человек, — пояснила собеседница. – Зооморфические орнаменты несут в себе смысл богатства, растительные символизирует свободу.
Казахи верили, что счастье, достаток, здоровье, любовь приносит амулет — тумар, у девушек — бойтумар. Он мог иметь геометрическую, растительную или форму сердца, солнца.
— Тумар с қошқармүйіз нёс богатство. Амулет носили от сглаза те, кто уже достиг материального достатка. Также этот орнамент использовали на одежде для исполнения желаний, — уточнила собеседница.
Важно, что для каждого орнамента есть своё место. Ою для коврика, например, не размещают на шапках. Речь идет только о зооморфных образах. Их можно широко использовать в домашней мебели, седлах и оружии.
— К сожалению, сегодня можно увидеть предназначенные для головных уборов узоры на обуви, — замечает исследовательница. — Так называемый узор «ит құйрық» на головном уборе никогда не наносился. За этим стоит ритуал «не позволяй врагу подняться выше твоей груди». Этот узор часто размещали на штанинах мужских брюк с намерением «не упасть перед врагом».
Глубокий смысл имеют и выгравированные на украшениях узоры. Они могли указать, замужем девушка или нет.