От кого зависит чистота звука на Halyq Radiosy
В таком деле важны не только хорошие микрофоны и студия, но и «технари». Один из главных специалистов – звукорежиссер, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
На областном Halyq Radiosy работают два эксперта по звучанию – главный звукорежиссер Алия Нурмагамбетова и второй звукорежиссер Алтынгуль Омарова.
– В профессии необходимы навыки и личные качества – внимательность, особенно перед началом записи, пунктуальность, стрессоустойчивость, общительность, – говорит Алия Нурмагамбетова. – Если гость первый раз пришел на запись, нужно помочь ему освоиться.
Алия Нурмагамбетова, чей стаж превышает 30 лет, добавила: работа звукорежиссера не всегда заметна, но играет важную роль.
– Он должен быть творческим и быстрым, – считает Алия. – В случае неполадок в прямом эфире нужно принимать быстрые решения. Когда я работала выпускающим режиссёром на радио в 1998 году, магнитофоны были ленточные, и во время эфира пленка часто обрывалась, приходилось ее срочно склеивать.
Голос в эфире должен звучать бархатно и красиво, без слов-паразитов «ну», «вот», «короче говоря» и т.д. Именно этим занимается звукорежиссер.
– Бывает, что человек заикается или говорит слишком медленно. Мы «чистим», ускоряем его речь, – пояснила Алтынгуль. – Редакторы приносят нам записи, тоже всё обрабатываем. В студию приходят музыканты со своим инструментом. Тут есть правила, как поставить, допустим, микрофон – рядом, сверху, над или под инструментом, чтобы звук был красивым.
Исполнитель волнуется и может ошибиться. Специалист в таком случае попросит сыграть еще раз, а потом аккуратно делает незаметную «склейку».
– Звукорежиссёр может сделать замечания дикторам, когда они неправильно произносят слова или ставят ударение, – говорит Алтынгуль Омарова. – Главное, чтобы речь была грамотная и хорошо воспринималась слушателем.
Нередко такие специалисты используют звуковые эффекты. В этом помогает специальная аппаратура, хороший слух и музыкальное образование – у Алтынгуль это учёба на отделении духовых инструментов музыкального колледжа.
Когда речь идет о литературном произведении, реальным должен быть стук дождя, шум ветра, шелест купюр. Иногда на радио используют музыкальную подложку, соответствующую тематике текста.
– Я люблю работать со спецэффектами, как саунд-дизайнер, особенно если это сказка или рассказ, – призналась Алтынгуль Омарова. – Человек наденет наушники и сразу представит себя в лесу или на море. Услышит даже, как муха зажужжит или птички запоют.
13 февраля во всем мире отмечают День радио — устройства, во многом изменившего жизнь человечества. Дата празднования выбрана неслучайно: именно 13 февраля 1946 года в эфир впервые вышло «Радио ООН».