Путь через реку и эпоху: хроника павлодарского железнодорожного моста

Путь через реку и эпоху: хроника павлодарского железнодорожного моста
Фото Константина Шелкова

За каждой бетонной опорой стоит живая история труда и подвига сотен людей. В прошлом году железнодорожный мост отметил юбилей. В День города корреспондент @Pavlodarnews.kz вспоминает прошлое знакового сооружения.

В 1941 году на востоке страны начали возводить объект под названием «Строительство №102». Так будущий железнодорожный мост числился в служебной документации. Руководство страны, обладая стратегическим видением, понимало, что потребуется масштабное развитие промышленной и транспортной инфраструктуры вдали от линии будущего фронта. Мостостроителей направили со всех уголков Союза, и уже в мае 1941 года они начали прибывать в Павлодар. Однако с началом войны стройку заморозили, мотопоезд №419 отозвали. Но совсем от идеи не отказались, и в 1943-м строительство возобновили. 

В возведении моста участвовали и квалифицированные специалисты, и трудармейцы – эвакуированные рабочие, ссыльные немцы Поволжья. Это отдельная и весьма трагическая страница истории. После начала войны их в массовом порядке депортировали в Казахстан, но даже в этих условиях они работали добросовестно. Многие из них получали звания ударников труда, что говорит о реальной ценности их вклада.

По данным из Павлодарского областного архива, строительство началось с кессонных работ, то есть сложнейших подводных инженерных операций. Свой вклад внес и один из ссыльных немцев – Юлий Венский. Мужчина с отличием окончил Гамбургский университет, до революции работал на судоремонтных предприятиях, а в 1924 году был назначен главным конструктором и старшим наблюдателем по строительству советского торгового флота на Балтийском заводе в Ленинграде. После десятилетнего заключения по политической статье его сослали в Павлодар. Тогда специалиста и привлекли к подводным работам. Юлий Венский знал шесть иностранных языков, и поэтому его оценили не только как инженера, но и как переводчика технической документации.

11 июня 1949 года прошло торжественное открытие 670-метрового моста. В церемонии участвовали генерал – директор пути и строительства III ранга Прокопий Тесленко и начальник мостопоезда Дмитрий Вязгин. Они первыми проехали по мосту в будке паровоза, после чего для испытания прочности конструкции по сооружению пустили поезда на высокой скорости. Мост, построенный на совесть, выдержал все испытания. 

19 июня 1949 года железнодорожное полотно было доведено до Экибастуза, и Павлодарская станция перестала быть тупиком.  

Мост – это не просто инженерное сооружение, а важный стратегический объект, его охраняют силами военизированной железнодорожной охраны. Попасть туда невозможно даже железнодорожникам без специального разрешения. Безопасность подобных объектов – вопрос государственной важности.  

Павлодарский железнодорожный мост, строившийся в тяжелое время, эксплуатируют почти 80 лет. В бетоне, металле и технической мысли история людей, внесших свой вклад в общее дело, которое служит нынешнему и будущему поколениям павлодарцев.