Мир музеев: хранилище прошлого

Мир музеев: хранилище прошлого
Фото: Константина Шелкова

По мнению корреспондента @Pavlodarnews.kz,те, кому довелось родиться в 20 веке, при посещении этого места могут испытать острый приступ ностальгии.

Павлодарец Александр Монастырский по праву может гордиться своей личной невообразимо богатой коллекцией вещей ушедшей эпохи. Впрочем, обо всем по порядку.

По словам собеседника, страсть к собирательству у него началась с желания оформить двор старинными колесами от телег. Эту идею он подсмотрел, когда работал в Германии. Эти колеса и стали своеобразным  лейтмотивом всей коллекции, так как можно сказать, что Александр, держит в руках колесо истории, не позволяя ей скатиться в небытие.

Сколько всего вещей удалось собрать за 24 года коллекционирования, он не знает. Коллекция непрерывно пополняется: несут, дарят, продают, он находит сам и реставрирует.

Островами сокровищ часто становятся гаражи, сараи, склады подвалы учреждений – в них можно найти позабытые-позаброшенные вещи, порой даже в идеальном состоянии, не нужные хозяевам, но ценные для хранителя собственного музея.

– Этот герб, склеенный из досточек и покрытый лаком неизвестным мастером, мне предложили забрать в одном магазине. При Союзе он, видимо, украшал стену кабинета директора, а потом оказался на складе в подвале, – рассказывает коллекционер.

Чего только здесь нет: чеканки, флаги, бюсты, часы, лавочки, значки, утюги всех мастей, радиолы и радиоприемники, советские музыкальные центры и первые микроволновки, магнитофоны 40-х, 50-х годов выпуска, телевизоры, светильники, примус и керогаз, учебники, книги, предметы быта гражданского населения и военных, чемоданы, самовары, почтовые ящики, авоськи, бидоны, автомат по продаже газированной воды и даже кикер английского производства, который когда-то развлекал детей и взрослых в кинотеатре между сеансами.

Особую историю хранит рукотворное знамя, вышитое рукодельницей Анной Григорьевной Богдановой.

– Это родная сестра моей бабушки. Вечерами вышивала знамя к 50-летию Октябрьской революции. Работа потрясающая, все выполнено вручную, – восхищается Александр.

В музее можно найти чеканные, литые ордена, которые некогда служили украшением в местных управлениях милиции, переходящие вымпелы и даже знамя из здания бывшего КГБ, что может быть интересно сейчас только коллекционерам.

– Ко мне приезжают люди посмотреть музей, и я слышу от них неизменное: «Ой, а это у меня было», «Ой, а это я помню», «Ой, у мамы/бабушки такое стояло», – улыбается собеседник. – И мне радостно от этого.

Александр скучает по тому времени, по детству и юности, а вещи невольно  хранят на себе незримый налет истории, которая у каждого своя и одновременно общая.

Константин Шелков 
Фото автора