Как Павлодар удерживает ситуацию с ВИЧ-инфекцией под контролем
На учете состоят более двух тысяч жителей региона, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
Как рассказала заместитель руководителя Павлодарского областного центра по профилактике ВИЧ-инфекции Бахыт Жанахметова, антиретровирусную терапию получают 99,2% пациентов, состоящих на учёте, а это 2411 человек. Такой показатель охвата лечением является одним из самых высоких в стране и напрямую влияет на сдерживание эпидемии.
Павлодарское Прииртышье стало базовой площадкой для многих международных инициатив. Одна из наиболее значимых – программа профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребёнку, реализованная совместно с Американским Международным союзом здравоохранения.
– Каждая беременная женщина должна за период беременности дважды обследоваться на ВИЧ-инфекцию: при постановке на учёт по беременности и в 28-30 недель, – поясняет специалист. – Но если она попадает в родильный дом без обменной карты, или же результаты на ВИЧ-инфекцию не были записаны в обменной карте, то в роддоме её обследуют экспресс-тестами.
Если результат положительный, то сразу же проводят гемостатическое кесарево сечение. Во время родов женщина получает антиретровирусный препарат в виде капельницы. После родов — категорический отказ от грудного вскармливания.
Ребёнок, родившийся от ВИЧ-инфицированной мамы, до года обеспечивается искусственными смесями в поликлиниках по месту жительства. Он получает детского питания столько, сколько ему надо, без ограничений.
– Малыш до полутора лет стоит у нас на диспансерном учёте, потому что долгое время в крови ребёнка могут быть антитела, переданные от матери. Может, вирус и не передался, но антитела могут быть. Поэтому окончательный диагноз – здоров ребёнок или всё-таки имеет положительный ВИЧ-статус — определяется только в полтора года: после двух отрицательных анализов ПЦР ребёнок снимается с учёта.
Результаты программы – минимум случаев вертикальной передачи.
По словам Бахыт Жанахметовой, в регионе уже родились 500 детей у женщин с ВИЧ, и только 20 из них имеют подтверждённый ВИЧ-статус. Это один из наиболее низких показателей по стране, показывающий эффективность слаженной работы акушеров, инфекционистов и первичного звена здравоохранения.
На фоне этой ситуации отмечается рост полового пути передачи вируса, на этот способ приходится 67,5 процентов новых заражений. Свою сложность создают ВИЧ-диссиденты – люди, отказывающиеся признавать диагноз и наблюдаться у врачей.
У сотрудников СПИД-центра нет функций принудительного лечения, возбуждения уголовных дел в отношении заражения ВИЧ-инфекцией по отношению к кому-либо. Только пострадавшая сторона может обратиться в суд с исковым заявлением. Принудительное лечение также невозможно, что усложняет эпидконтроль.
Между тем современная стратегия борьбы с ВИЧ делает акцент на широком доступе к антиретровирусной терапии.
Как пояснила заведующая отделом лечебной помощи Павлодарского областного центра по профилактике ВИЧ-инфекции Марина Сорокина, принцип N=N (неопределяемый – непередающий) становится центральным элементом новой профилактической модели.
– Эффективность терапии мы контролируем лабораторно, то есть это не пустые слова «я чувствую себя хорошо». Это лабораторно подтверждённые данные. Если у человека эффективная терапия, у него количество вируса в крови и во всех биологических жидкостях становится ничтожно мало. Он не может являться источником заражения для других людей, – уверена заместитель руководителя центра.
Ранее во главе угла стояли профилактические программы: снижение вреда, обмен шприцев, образовательные программы. Сейчас акцент делается именно на антиретровирусную терапию.
– Мы лечим людей не только для того, чтобы они были здоровы, но и для того, чтобы они не передавали ВИЧ-инфекцию другим здоровым людям. И мы об этом говорим нашим пациентам: когда ты лечишь себя, ты таким образом заботишься о здоровье окружающих тебя людей, – объясняет собеседница.
Эксперты подчёркивают, что достигнутые успехи требуют закрепления. Чтобы не свести десятилетия усилий на нет, необходимо обеспечить устойчивое финансирование и создать условия для дальнейшего внедрения программ ВИЧ в систему общественного здравоохранения.
Таким образом регион сможет поддерживать высокий охват лечением и удерживать стабильную эпидемиологическую ситуацию.