Почему казахская колыбель-бесік становится трендом

В последние годы всё больше родителей отдают предпочтение не современным детским кроваткам, а традиционной казахской колыбели. Почему бесік вновь становится частью казахского быта? Корреспонденту @Pavlodarnews.kz рассказала активистка общественного объединения «Нұр Ана әлемі», ветеран труда Кайырлы Жаксыбаева.
По словам Кайырлы Жаксыбаевой, у деревянной люльки, изготовленной вручную без единого гвоздя много практичных преимуществ, о которых сейчас стали забывать.
– Есть казахская пословица: «Тәрбие тал бесіктен басталады» – воспитание начинается с колыбели. Это действительно так. Потому что наш бесік – это не просто кроватка. Это целая система заботы, воспитания и уюта для ребёнка, – говорит Кайырлы Жаксыбаева.
Люльку изготавливают из натурального дерева берёзы или яблони. Из яблони изготавливают с добрыми пожеланиями, чтобы ребёнок был здоров, уважаем, любим в народе. Бесік собирается полностью без гвоздей, мастера делают его гибким и безопасным. А особенность конструкции – полукруглое основание, позволяющее легко укачивать младенца, создавая монотонное движение, к которому ребёнок привыкает с первых дней.
– Ребёнку при кормлении поют колыбельную. Это не просто песня – каждая мама или бабушка поёт свою, сочиняет её, желая малышу сладких снов и доброго будущего. Это такая связь любви и тепла, – рассказывает Кайырлы апа.
Но главное преимущество колыбельной – его продуманная конструкция. Внутри устанавливается специальный горшочек «түбек», а для мальчиков «шүмек», вырезанный из бараньей кости, который направляет естественные потребности ребёнка прямо в сосуд.
Это делает бесік гигиеничным и удобным: ребёнок всегда сухой, подгузники не нужны – что особенно актуально сегодня, когда молодые семьи жалуются на их дороговизну.
Внутри кроватки у малыша есть собственная территория: постельные принадлежности, матрас с отверстием под горшочек, покрывало. Летом малыша накрывают лёгким светлым покрывалом, а зимой тёплой плотной корпешкой. Чтобы различить пол ребёнка, бесік также украшали: девочкам вешали «үкі» (пёрышко совы) , мальчикам «тұмар» (оберег).
– Когда мой первый внук родился в 1996 году, я сразу решила укладывать его в бесік. Мне привезли старинный, в котором уже лежали 10–11 детей. Это было целое событие. Я была счастлива передать то, что сама получила от своих бабушек, – вспоминает она.
Церемония «бесікке салу» – это не просто укладывание ребёнка. Это праздник и торжество для любой казахской семьи. Его проводят, как правило, после 40 дней после рождения, когда у ребёнка отпадает пуповина и его «выпускают в свет». Приглашают родственников, соседей, детей. Проводят шашу – осыпание конфетами, символизирующее радость. Самого малыша укладывает бабушка-долгожительница или многодетная мать. Возраст не важен – главное, насколько человек уважаем и мудр.
Современные кроватки, по словам ветерана, не обладают такими преимуществами. Ребёнок может пугаться от собственных движений, просыпаться. В казахской колыбели же он плотно укутан, чувствует себя в безопасности, спит спокойно, не просыпается из-за мокрой пелёнки. А при переезде его не нужно перекладывать, так как кровать люлька легко переносится целиком. Это особенно удобно в условиях, когда семья живёт активной жизнью.
– Когда ребёнок подрастает, он сам начинает проситься лечь в бесік. Это становится его личным пространством, его зоной уюта и безопасности. А когда бесік стареет, его не выбрасывают, как обычную детскую кроватку. Его торжественно сжигают, а золу закапывают в чистом, уединённом месте — чаще всего под деревом. Так поступают с вещами, которые были значимы для семьи и несли в себе тепло поколений, – подчёркивает Кайырлы Жаксыбаева.
По словам Кайырлы Жаксыбаевой, интерес к бесіку сегодня заметно возрос — всё больше молодых семей обращаются в такие объединения, как «Нұр Ана әлемі», чтобы узнать, как правильно использовать колыбель и провести обряд. Это не просто дань моде, а осознанное возвращение к корням, к традициям, прошедшим сквозь века и сохранившим свою силу.