«Зачем вам физика?»: павлодарки о вековых предрассудках в вузах
Корреспондент @Pavlodarnews.kz опросила жительниц региона и узнала, что не все преподаватели верят в женский профессионализм.
В праздничный день чаты пестрят стикерами букетов и сердец, коллеги и родные пересылают друг другу открытки и короткие видеоролики с добрыми пожеланиями в честь Международного женского дня. В одном из них было следующее: «Всего наилучшего тебе, и не только 8 Марта, а каждый день». А ведь приятного обычно женщинам «отсыпают» только в праздник, вспоминая вдруг о том, что они «нимфы» и «музы». Почти в каждом поздравлении адресанты сравнивают их с прекрасной весной и говорят о вдохновляющей роли. Шуточки по типу «обезьяны с гранатой» или «женский коллектив – террариум» на один день задвигают в дальний ящик. Но только на один день.
Обыкновенный сексизм
Сексизм – это предвзятое негативное отношение к людям из-за их полового признака или гендерной принадлежности. Проще говоря, это стереотипное отношение к людям определенного пола. Несмотря на то, что это универсальное понятие, которое в равной степени относится к обоим гендерам, всё же наиболее часто оно употребляется в отношении женщин.
К примеру, распространенная практика – зачитывать на корпоративных вечеринках, посвященных 8 Марта, «забавную» статистику о том, что женщина за день на кухне «наматывает» километры. О научных достижениях женщин шутить не принято – разумеется, ведь это нисколько не смешно.
Но мы всё же вспомним несколько ярких примеров.
Сесилия Пейн-Гапошкина. Открыла состав звезд
В 1925 году Сесилия, работая в обсерватории при Гарвардском университете, установила, что звезды в основном состоят из водорода и гелия, а не из более тяжелых химических элементов, как было принято считать в начале XX века.
Розалинд Франклин. Открыла форму двойной спирали ДНК
Розалинд Франклин, как и Сесилия Пейн-Гапошкина, окончила Ньюнхэм-колледж в Кембридже, но там она изучала не физику, а химию. Несмотря на пренебрежительное отношение мужчин-коллег, упорно продолжала научные исследования, самостоятельно улучшила рентгеновскую трубку и прибор для микрофильмирования, чтобы получать четкие фотографии ДНК. Это и позволило ей сделать рентгенограмму вытянутой в нить и кристаллизованной ДНК человека.
Барбара МакКлинток. Получила Нобелевскую премию за открытие «прыгающих» генов
Сделав свое открытие в 1940-е годы, МакКлинток получила Нобелевскую премию только в 1983 году. О своем достижении она узнала по радио. Открытие Барбары МакКлинток подарило ученым возможность разрабатывать технологии, которые помогут исправлять генетические отклонения у эмбрионов.
Андреа Гез. Сделала открытие сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики
С 1998 года она руководила группой астрофизиков, которые наблюдали за центром Млечного Пути из Обсерватории Кека на Гавайях. В 2000-е годы, следуя за отклонениями в траекториях звезд, ученые поняли, что в центре нашей Галактики находится сверхмассивная черная дыра.
Мария Склодовская-Кюри. Изучала радиацию и получила две Нобелевские премии
Единственная женщина, кто получил Нобелевскую премию дважды: в 1903 и 1911 годах. Первую премию «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации» ученая разделила со своим мужем Пьером Кюри. Вторую Нобелевскую премию Мария получила уже по химии за открытие радиоактивных элементов радия и полония.
Мэри Эннинг. Обнаружила первую полную окаменелость динозавра
Получила скромное образование в начале XIX века. Однако она сама изучала геологию и анатомию по книгам, общалась и переписывалась со знаменитыми учеными и коллекционерами.
Фатима Бутаева. Изобрела люминесцентную лампу и заложила основу для создания лазера
В 1951 году Бутаева вместе с коллегами оформила заявку на изобретение нового принципа усиления света, который теперь используется в лазерах.
Элис Болл. Открыла лекарство от проказы
Вскоре после своего открытия она заболела и умерла в 1916 году в возрасте 24 лет. После ее смерти исследователи продолжили работу, но без упоминания её имени. Гавайский университет умалчивал её вклад в науку в течение почти девяноста лет. В 2000 году альма-матер, наконец, признал Элис Болл, посвятив ей мемориальную доску.
Примеры известны, но не звучат на широкую публику.
В XIX веке профессор Гарвардского университета Эдвард Кларк объяснял, почему женщины не должны заниматься наукой, так: «Известны примеры, когда женщины выходили из школы или колледжа с блестящими знаниями, но с недоразвитыми яичниками. Впоследствии они выходили замуж и оказывались бесплодными». В своей книге «Пол в образовании, или Равные возможности для девочек» (Sex in Education: or, a Fair Chance for the Girls) Кларк пришел к выводу, что заниматься умственной деятельностью опасно для репродуктивной функции, а значит, получение образования опасно для женщины.
А что сейчас?
«Ну, вспомнили тоже, это же 19 век», – скажете вы. Но и в эпоху широких взглядов и многообразия мнений находятся такие кларки. От того и по сей день слышны высказывания о том, что, мол, не женское это дело – физика или механика.
Мы опросили павлодарцев, и вот несколько реальных примеров.
– Моя подруга училась на вычислительной математике и кибернетике, у них был преподаватель по линейной алгебре. Он считал, что это слишком сложный предмет для девушек, поэтому завышал им оценки из жалости, мол, сами они не способны добиться хороших результатов.
Ещё один преподаватель по электродинамике моей однокурснице на экзамене сказал: «Девочка, ты факультетом не ошиблась?». В итоге экзамен она сдала с высшим баллом. Педагог, правда, после этого извинился.
– Девушек курсы постарше предупреждали, что на механике и электричестве учиться –лафа, потому что преподаватель считает, что девочки физику знать не должны.
– Моя знакомая учится на юриста, ей преподаватели говорили: «Зачем пришла учиться на юриста, всё равно по профессии работать не будешь». Тем более она блондинка, из-за этого к ней тоже пренебрежительное отношение.
– Одна знакомая рассказала, что у них на общих предметах преподаватели часто шутили, что девушки идут учиться, только чтобы мужа найти.
Встречались среди историй и такие, где проявлялась восточная ментальность общества.
– Я учусь на филолога иностранного языка, и у нас в группе в основном все девушки и только один парень. И к нему всегда более уважительно относятся, ему баллы могут выше ставить, потому что сильную половину человечества на «женской» кафедре больше любят. У преподавательниц к мальчикам лучшее отношение, потому что их мало.
А кто-то из опрошенных припомнил историю из детства.
– Помню, у меня в школе была учительница химии, и вот она рассказывала нам свою историю. Дело было ещё в советские времена. Преподаватель какой-то сферы в химии (я не помню точно, что он вёл) не хотел должным образом оценивать, спрашивать и слушать студенток, так как считал, что девушкам не нужна химия, им лишь бы замуж и в декрет, быть хранительницей очага и так далее. Как говорила нам учительница, она хотела доказать обратное, поэтому специально выучила весь учебник, на «отлично» подготовилась и потом добилась, чтобы её ответ полностью выслушали.
И что в итоге?
Приступая к написанию этого материала, мы не в коем случае не пытались увести наших читателей на революционные баррикады. Мы помним, что в любом вопросе всегда есть риск перегнуть палку. Возьмем хотя бы европейские призывы «не навязывать детям с момента рождения половую принадлежность, а давать им решать этот вопрос самостоятельно». Или другой пример: если женщина не растет по карьерной лестнице, то, вероятно, речь идет о её недостаточной компетентности, а не о сексистских взглядах руководителя.
Так что не будем спекулировать терминами, но и в то же время давайте помнить о том, что профессионализм, ответственность и мужество могут быть присущи равно как мужчинам, так и женщинам. А потому в этот чудесный праздник будем помнить и поздравлять не только тонких и ранимых муз, но и замечательных специалисток, профессионалок и эксперток своего дела.
Фото Константина Шелкова, Википедии и freepik.com