Почему павлодарцы не решаются на посмертное донорство

Почему павлодарцы не решаются на посмертное донорство
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Совершеннолетние казахстанцы при жизни должны дать своё согласие. Но даже в этом случае трансплантологи могут не изъять органы, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

По статистике трансплантологов, один донор спасает пять жизней. С 2016 года в регионе свои органы пожертвовали 16 человек, благодаря им спасли 80 казахстанцев. В листе ожидания по стране ещё находятся 4200 человек, в Павлодарской области – 216.

В донорских почках нуждаются 205 взрослых и двое детей, печени – восемь реципиентов, сердце – двое взрослых, и еще один житель региона – в легком.

Согласие на донорство, в том числе посмертное, может дать любой гражданин Казахстана от 18 до 65 лет, у кого нет ВИЧ, СПИДа, сифилиса, гепатитов, онкологии, активной формы туберкулёза, заболеваний нервной системы.

Региональный координатор по трансплантации Дмитрий Потеребух сообщил, что в Павлодарской области из более чем шести тысяч зарегистрированных согласие на посмертное донорство дали 303 человека. И этот показатель не увеличивается.

– По статистике у нас донорская активность 0,2 процента на 20 миллионов населения, тогда как, например, в Иране на 89 миллионов населения донорская активность составляет 20 процентов. В Беларуси законодательно все жители страны являются донорами, и очередь в листе ожидания – около трех месяцев, – поделился данными Дмитрий Потеребух на пресс-конференции в региональной службе коммуникаций.

Согласие на посмертное донорство можно дать в поликлинике по месту жительства или на портале eGov.kz. Однако в дальнейшем, если родственники усопшего отказали в изъятии органов после его биологической смерти, их решение приоритетнее прежнего согласия человека.  

Как пояснил стационарный координатор по областному кардиоцентру Ренат Сарин, есть несколько причин, вызывающих у людей недоверие к трансплантологии. Одна из них – коммерциализация, люди думают, что эти органы пойдут тому, кто заплатит больше.

Главную роль при пересадке играет «тканевая совместимость». Кроме того, специальная медицинская информационная система, действующая в стране, автоматически выбирает реципиента и исключает человеческое вмешательство. 

– Вторая причина – недоверие. Родственники заходят в реанимацию, говорят, монитор показывает, что сердце же бьётся, – рассказал Ренат Сарин. – Мы объясняем, что головной мозг умер, и как только мы отключим человека от аппаратов, жизни не будет. 

На беседу с родственниками о донорстве доктор выходит только в том случае, когда комиссия установила смерть мозга и это подтвердили исследования. Например, если ангиография сосудов мозга показала отсутствие кровотока. 

Есть те, кто отказывает в донорстве, объясняя это религиозными убеждениями. В тоже время священнослужители считают, что религия не против, если после смерти человек помогает продлить жизнь другому человеку.

В прошлом году погибший в кардиоцентре от инсульта 55-летний павлодарец спас жизнь троим. Его сердце пересадили жителю столицы, почки – подростку из Абайской области и карагандинцу. 

Сейчас доктора работают над тем, чтобы органы павлодарских доноров распределяли среди реципиентов, проживающих в этом же регионе.