Секреты профессии: художник

Секреты профессии: художник

Что значит уметь видеть красоту в других, красоту вокруг и преобразовывать мир вокруг себя, корреспонденту @Pavlodarnews.kz рассказала павлодарская художница.

По словам Натальи Решетовой, художник на первых этапах своего становления проходит несколько учебных заведений: художественную школу, художественный колледж и школу жизни.

– В художественной школе ребенок обучается азбуке рисования: учится владеть красками, обучается композиции, компоновке на листе. Изучает живопись, рисунок, декоративно-прикладное искусство, валяние из шерсти, роспись по шелку, роспись посуды. Дети шьют куклы, занимаются вышивкой и скульптурой.

Делается это для познания ребенком себя и познания его педагогами – что ему, в конце концов, будет ближе, то в нем и нужно развивать, чтобы в будущем он стал графиком, живописцем или прикладником. А может быть, математический склад ума, любовь к ровным линиям и штрихам приведет его в архитектуру.



В колледже юные художники постигают науку изобразительного искусства через каждодневные тренировки: рисуют по заданию педагогов по 50-100 набросков в день, набивают руку, вырабатывают глазомер. Учатся постепенно, переходя от написания предметов к человеку.

– Обыватели порой обесценивают труд художника, удивляясь, за что он берет деньги, если он нарисовал, скажем, этюд за пять минут. Но за этой скоростью кроется мастерство, достижимое через тяжелый труд обучения, здесь и здоровье спины, ног, зрение. Печально, что люди этого не понимают, – грустно замечает собеседница.

Манеру, технику исполнения художник выбирает для себя сам, порой проводит в поисках всю жизнь, но главное – он универсал и может по просьбе заказчика нарисовать в любом стиле, от кубизма до реализма.

– Да и не хочется себя ущемлять и писать в какой-то одной манере, можно писать акварелью, маслом, акриловыми красками, росписью на батике, – замечает Наталья. – Сегодня в одном стиле, завтра в другом – свобода выбора за художником. А вот чего не стоит делать, так это садиться за работу, если не совсем здоров – негативная энергетика так или иначе передастся через картину.

По словам художницы, выбор натуры для пейзажа на самом деле очень интимный процесс. Выглядит это так: окидываешь пространство взглядом, и вдруг душа отзывается на какой-то определенный участок, и это даже не сигнал – это любовь. Иными словами, у матера возникает роман с природой.

– Если не удается запечатлеть все сразу, фотографируешь, в том числе в памяти, делаешь наброски и даже записываешь в блокнот. Если для картины у тебя ничего нет – собираешь материалы по теме, читаешь книги, стихи, смотришь фильмы, фотографируешь, наполняешь сердце позитивом, а разум информацией, чтобы потом выразить это все на холсте.

Художник живописует душу человека, и тут зависит от него, сумеет ли он увидеть красоту, почувствовать ее, передать не только знакомые черты, но и нечто большее, хотя, конечно, заказывают и желают видеть портретное сходство с оригиналом.

– Случаются и казусы. Порой люди видят себя по-другому, и тогда на помощь в спорах приходит фотография, демонстрируешь ее: «Сравните и убедитесь – одно лицо».

По мнению собеседницы, натюрморт – великая вещь, неоправданно игнорируемая зрителями.

– Это не мертвая натура, как может показаться. Предметы могут навести на глубокую мысль, с их помощью можно рассказать что угодно, передать грусть, радость. Нарисуйте черно-белую фотокарточку, стаканчик водки и кусок черного хлеба сверху, и зритель все поймет. Или изобразите букетик цветов в трехлитровой банке на табурете, и у зрителя снова не останется сомнений ни в собственных чувствах, ни в чувствах художника.

Художественное образование всегда было элитным, потому что картина – это элитный товар. Неизбежно высокой остается цена на кисточки, краски, листы и холсты, так что априори картины не могут стоить дешево. Время меценатов давно прошло, приходится рассчитывать только на собственный талант, опыт, удачу, что готовые картины купят, еще не созданные закажут. Но все при всех раскладах люди придут и захотят приобрести эмоцию, а иные – имя. Первое нужно уметь передать, второе уметь сделать. Для этого у одних художников вся жизнь, у других – признание после смерти.

Константин Шелков
Фото автора