В Казахстане цифровизируют соцуслуги для создания безбарьерной среды

В Казахстане цифровизируют соцуслуги для создания безбарьерной среды
Иллюстративное фото Константина Шелкова

В стране продолжают реализацию Послания Президента, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz со ссылкой на Primeminister.kz

В рамках исполнения поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученных в Послании народу «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост и общественный оптимизм», Правительство проводит системную работу, направленную на проактивную и адресную модель государственной поддержки, формируется инклюзивная среда с равными возможностями для всех граждан. В целях содействия экономическому росту реализуют комплекс мер по стимулированию продуктивной занятости, поддержке предпринимательских инициатив и созданию качественных рабочих мест. Обеспечение принципа «Закон и порядок» находит отражение в усилении защиты трудовых прав граждан, обеспечении безопасных условий труда и развитии конструктивного социального партнерства.

Государство своевременно и в полном объёме выполняет свои социальные обязательства, ежегодно охватывая выплатами порядка 4,5 миллиона человек. За семь месяцев этого года из запланированных шести триллионов тенге выплачено 3,4 триллиона. 

По поручению Главы государства усилена адресность социальной поддержки. Ключевым изменением стал переход от категориального принципа к критериям реальной нуждаемости. Для этого разработана скоринговая модель, которая позволяет объективно оценивать благосостояние каждой семьи. Новые подходы уже тестируют в Шымкенте и Карагандинской области.

«Мы не сокращаем социальные обязательства государства, изменения не коснутся государственных гарантий, таких как пенсии, пособия по инвалидности, потери кормильца и другие выплаты из республиканского бюджета. Мы усиливаем адресность и прозрачность социальной поддержки, предоставляемой на местном уровне», – пояснила министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова.

При назначении адресной социальной помощи теперь применяют показатель медианного дохода, а также учитывают не только доходы, но и расходы семьи. АСП получают 48 тысяч нуждающихся семей, которым за семь месяцев выплачено 18,6 миллиарда тенге. Для трудоспособных граждан помощь оказывают на условиях социального контракта: в этом году 8,3 тысячи получателей были трудоустроены для повышения дохода своих семей.

Технологической основой для адресной и проактивной помощи служит «Единая цифровая платформа и Карта семьи». Её предназначение – создать единое цифровое окно для всех видов социальной помощи, чтобы исключить бюрократию и человеческий фактор. Платформа анализирует данные из различных государственных систем и самостоятельно определяет, какая семья нуждается в поддержке. 

В систему уже интегрирована деятельность 128 Центров поддержки семьи, а к работе подключены более 32 тысячи специалистов мобильных групп из сфер образования, здравоохранения, социальной защиты, полиции и службы пробации. Благодаря этой цифровой экосистеме четыре тысячи семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уже получают полный комплекс поддержки.

Формирование инклюзивной среды: доступность, качество и равные возможности

Работа по формированию инклюзивной среды является одним из ключевых приоритетов социальной политики, направленным на практическую реализацию принципов Справедливого Казахстана, обозначенных Главой государства в Послании. В этих целях реализуется Концепция инклюзивной политики до 2030 года, нацеленная на полноценную интеграцию лиц с инвалидностью в жизнь общества.

Ключевым инструментом является «Портал социальных услуг», который функционирует как маркетплейс, предоставляя лицам с инвалидностью право самостоятельного выбора средств и услуг реабилитации. Через портал предоставлено порядка 345 тысяч технических средств реабилитации, что покрывает 72,5 процента от общей потребности. Портал полностью модернизирован: создана версия для слабовидящих, обеспечена возможность просмотра данных о доступности санаториев, реализована онлайн-запись в отделы медико-социальной экспертизы, а в ближайшее время появится функция выбора поставщика услуг инватакси, которыми в текущем году уже воспользовались 18,6 тысячи граждан. Меняется и механизм обеспечения ТСР: они будут передаваться во временное и безвозмездное пользование, а их состояние будут определять службы социально-технической экспертизы. Для объективности расчётов гарантированной суммы возмещения стоимости средств теперь учитывают сведения с электронных маркетплейсов и портала. Также расширены категории индивидуальных помощников: теперь в их число входят супруг либо супруга пожилого возраста, при этом введено условие по их проживанию в одном населённом пункте с подопечным для обеспечения оперативности помощи.