Что может сделать Казахстан более узнаваемым в мире

Что может сделать Казахстан более узнаваемым в мире
Фото: pexels.com / Aibek Skakov

По параметру «Культурное наследие» республика стала 87-й среди других государств, а по «Узнаваемости в мировом пространстве» — 80-й, передаёт Pavlodarnews.kz со ссылкой на Vkurse.kz.

В рейтинге лучших стран мира по версии US News Казахстан из 89 оцениваемых стран занял 83 место. Ранжирование осуществлялось на основе комплексной оценки по 73 показателям культурного влияния, гибкости, исторического наследия, открытости для бизнеса, качества жизни, политического веса. О причинах такого положения страны в рейтинге рассказал профессор, доктор исторических наук и депутат Мажилиса Парламента РК Абиль Еркин.

Стереотипы

Абиль считает — Казахстан до сих пор воспринимается как часть бывшего Советского Союза. Этому способствует специфический архитектурный образ наших городов, господство русского языка, стереотипы поведения. 

«Именно на этом и был построен небезызвестный фильм „Борат“, отражающий „их“ представления о „нас“. Мы до сих пор не воспринимаемся в массовом сознании европейцев или американцев как уникальная, самобытная, неповторимая культура», — указал профессор.

По его мнению, изменения происходят, но сфера общественного сознания обладает сильной инерцией. Добавляет проблем и приставка «-стан», которая сама по себе нейтральна, просто переводится с фарси как «страна» и традиционна для центральноазиатского региона.

«Однако международный терроризм афганского разлива придал ей негативный оттенок. В атлантическом мире любая страна, название которой заканчивается на „-стан“, воспринимается как отсталая азиатская страна, в которой нет прав человека, науки, образования, но есть мрачные бородатые мужчины в чалмах и забитые, покорные женщины в чадрах», — пояснил Абиль. 

Доктор наук считает, что именно поэтому так удивляются немногочисленные европейские и американские блогеры и путешественники, приезжающие в нашу страну и сталкивающиеся с реальностью, далекой от стереотипов. 

«Однако в Казахстан приезжают в лучшем случае тысячи, на общественное сознание влияние имеют десятки, а стереотипы в головах у миллионов», — уверен депутат.

Образ страны в мире

Единственный способ сформировать положительный образ Казахстана в мире и увеличить узнаваемость нашей страны, считает Абиль — воздействовать на массовую культуру «мягкой силой». 

«Яркий пример — творчество Димаша, сделавшего для продвижения казахстанской культуры на мировом уровне в несколько раз больше, чем Министерство культуры, спорта и туризма с АО „КазахТуризм“ вместе взятые», — подчеркнул доктор наук.

Однако Абиль уверен, что «Димашей не может быть много». Кроме того, у него достаточно узкая целевая аудитория ценителей хорошего вокала. 

Депутат считает, что на постсоветском пространстве казахстанская креативная индустрия уже заняла прочное место, узнаваемость Казахстана гораздо выше, чем была десятки лет назад — благодаря комикам и музыкантам. 

«Однако, чтобы выйти за пределы постсоветского мира, казахская культура должна стать интернациональной, сохранив при этом национальный образ», — сделал вывод Абиль. 

Депутат считает, что для этого она должна заговорить на других мировых языках. Необходимо также делать ставку на разные сферы, в первую очередь на массовую культуру, в том числе кинематограф. 

«Именно кинематограф способен сформировать систему смыслов о Казахстане, действующую на подсознательном уровне, чтобы у каждого человека при слове „Казахстан“ возникал определенный положительный образ», — предположил доктор наук. 

Абиль полагает, что можно воспользоваться востребованностью в мировой массовой культуре формата исторических сериалов, используя образы Великой степи, великих номадических империй, Золотой Орды.

«Один-два продукта не изменят ситуацию, но массовое производство способно привлечь избалованного зрителя», — добавил профессор. 

Национальный бренд и культура будущего

В этом процессе есть свои сложности.

«Чтобы сформировать, а главное, продвигать на мировой арене национальный бренд, надо вначале определиться, что это такое. Ощущение, что мы пока не поняли, что именно мы хотим продвигать», — заметил депутат. 

Он привел в пример Японию, где сакура, самураи и кимоно — это символы, элементы национальной культуры, которые прочно ассоциируются со страной.

«У нас таковым может стать образ всадника-номада. Не полуголого дотракийца, а представителя древнейшей культуры, приручившего лошадь, разработавшего оригинальную систему письма, придумавшего штаны, седло», — предложил Абиль.

Самое главное, по его мнению, — показать, что это не культура прошлого, а обладающая потенциалом культура будущего. Например, сделать акцент на экологичности номадного способа производства, сочетающего подвижное скотоводство с поливным земледелием, вписанным в природные ландшафты и не берущим от природы ничего сверх необходимого. 

«Что может быть более футуристичным, чем экологичная экономика?» — спросил депутат.

Также Абиль полагает, что можно рассказать миру о социальных практиках номадов, способных преодолеть главную социальную проблему человечества — отчужденность личности от социума, рожденную агрессивной урбанизацией западного мира. Показывать казахские обычаи взаимопомощи и гостеприимства не как реликты общинного строя, а как форму социального страхования.

Казахская культура, как считает доктор наук, может быть интересна для заваленного разнообразной, но не систематизированной информацией обывателя любой страны мира.