От подготовки к урокам до VR-очков: как в Павлодаре внедряют ИИ в образование

Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнал об опыте павлодарской гимназии №3 для одарённых детей.
Уже третий год гимназия активно внедряет инструменты искусственного интеллекта в учебный процесс. Если вначале цифровые помощники только помогали учителю готовиться к урокам и экономить время, то сегодня акцент сместился на работу с учениками: ИИ помогает им усваивать новые знания, видеть ошибки и получать обратную связь прямо во время занятия.
Учителя применяют искусственный интеллект на уроках русского и английского языков, а также в естественно-математических дисциплинах. О первых шагах, возможностях и ограничениях технологии рассказывают педагоги.
От подготовки учителя – к поддержке ученика
Заместитель директора по профильному обучению, учитель русского языка и литературы Инна Назарова вспоминает, что начинали в гимназии с простых сервисов вроде ChatGPT и G-mini.
– Если первоначально мы использовали искусственный интеллект как возможность учителя подготовиться к уроку, ускорить процесс, то сейчас стараемся, чтобы он работал, прежде всего, на учеников. Это возможность быстрой обратной связи, работы с большими текстами, проведения рефлексии и оценки своей работы, – говорит педагог.
По словам Инны Фёдоровны, ИИ сегодня помогает не только гуманитариям, но и на уроках естественно-математического цикла – например, при лабораторных работах и моделировании физических явлений.
Собеседница отмечает, что педагоги гимназии по-разному вовлечены в цифровые инновации. Это зависит от уровня готовности учителей.
– Есть те, кто только начинает использовать различные технологии, особенно молодые специалисты, для которых многое внове, – говорит Инна Назарова. – А есть и такие, кто активно внедряют и делятся опытом уже на региональном уровне. Мы работаем тесно с сельскими школами и представляем свои наработки по русскому, английскому языкам и географии.
Взглянуть по-новому
Учитель английского языка Динара Искакова применяет ИИ примерно в 30-40 процентах уроков. Чаще всего – в формате онлайн-викторин, а также через VR-технологии.
– Мы используем сайты PenQuiz, QuizGo, BluKet. Но особенно активно я применяю VR-очки. В формате 360 градусов ученики могут закрепить лексический материал, разделившись на подгруппы. Это вызывает большой интерес у ребят и делает урок живым, – рассказывает учитель.
По её словам, виртуальная реальность и интеллектуальные платформы – это, прежде всего, поддержка учителя, а не замена. Нельзя активно использовать ИИ на каждом шагу. Это помощь, дополнительный инструмент. Главное – правильно его дозировать.
Динара Искакова подчёркивает, что ей как преподавателю английского языка было проще войти в эту тему, поскольку большинство ресурсов англоязычные. Своим опытом она делится в соцсетях и на обучающих мероприятиях.
– Очень часто провожу семинары и тренинги для учителей. Интерес к этой теме растёт: мастер-классов и воркшопов становится всё больше. Это помогает нам оставаться современными и быть интересными для учеников, – считает педагог.
Влияние на учеников
По словам обеих педагогов, школьники проявляют повышенную активность, особенно когда в урок вплетаются элементы виртуальной реальности, онлайн-тесты и возможность работать со смартфонами.
– Наша главная цель – не развлечь, а закрепить полученные знания, сделать материал ближе и понятнее, – подчёркивает Динара Искакова.
Учитель химии и биологии Алима Данкина работает в школе уже второй год. Кроме всего прочего, ИИ помогает ей сэкономить время при составлении внутренней документации.
– Детям очень интересно использование искусственного интеллекта на уроках. Для них это увлекательно. Так, при помощи ИИ-инструментов я рассказала им о технике безопасности в химической лаборатории в форме комиксов. Мы можем проводить викторины и опросы на разных платформах, – рассказала молодой педагог.
Третий год гимназия №3 для одарённых детей выстраивает системный опыт использования ИИ на уроках. От экономии времени для учителя школа перешла к созданию полноценной образовательной среды, где технологии помогают ученикам глубже понять материал и развивают навыки работы с современными цифровыми инструментами.
Фото автора