Что принесет казахстанской авиации «авиалиния бикини»

Что принесет казахстанской авиации «авиалиния бикини»
Иллюстративное фото Константина Шелкова

К выходу на рынок страны готовится одна из самых обсуждаемых вьетнамских компаний, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz со ссылкой на Taspanews.kz.

«Viet Jet» называют «авиалинией бикини» за их откровенную рекламную стратегию с использованием полуобнаженных моделей. Станут ли отныне билеты дешевле, а сервис выше? О том, как создается видимость конкуренции на авиационном рынке Казахстана, рассказал  эксперт Абул Кекильбаев.

Одна из самых ожидаемых сделок по продаже компании «Qazaq Air» вьетнамскому перевозчику находится на стадии завершения. Компания известна политикой низких цен при экспансии на новые рынки. Однако, залетая в качестве инвестора в казахстанскую авиацию, ей предстоит изрядно потратиться.

Речь о закрытии огромных долгов «Qazaq Air». Ранее называлась сумма долга в размере 38 миллиардов тенге перед «Самрук-Казына», он должен быть погашен в течение ближайших девяти лет. Также инвестору придется пополнить флот на 20 воздушных судов. Сможет ли на фоне таких условий перевозчик порадовать казахстанцев дешевыми билетами – вопрос открытый.

Несмотря на то, что вьетнамская компания демонстрирует финансовую устойчивость, ее отчеты за первое полугодие 2024 года показали совокупный доход от авиаперевозок в размере 1,3 миллиарда долларов, что на 31 процент выше по сравнению с предыдущим годом. Стоит понимать, что на рынке Казахстана она будет работать, а не заниматься благотворительностью, перекрывая убытки за счет доходов, получаемых из других стран. И расплачиваться за многомиллиардные долги в результате придется все-таки потребителю.

Так стоит ли нам ожидать дешевых билетов и появится ли столь необходимая для нашего рынка конкуренция? Этот вопрос Taspanews.kz адресовала эксперту.

– Я считаю, что в Казахстане нет достойных лоукостеров, в том понимании, как это принято во всем развитом мире. Но есть видимость, которая создается для людей. После ухода с рынка бюджетного «Bek Air», «Air Astanа» поспешила и создала своего карманного перевозчика «Fly Arystan». Планировалось, что это сразу будет отдельная компания, но потребовалось пять лет, шумиха в СМИ и нажим экспертного сообщества, чтобы она получила собственный сертификат эксплуатанта. Сегодня у нас на рынке существует три с половиной компании. Рынок остается закрытым для новых игроков. Сейчас ожидается вхождение зарубежного инвестора — вьетнамской компании, но процесс затягивается. Изначально сложились такие условия, что новый игрок не станет конкурентом для доминирующей на рынке известной компании. Для этого было сделано все, выбраны суда другого типа. Но были предложения с реактивными самолетами, насколько мне известно, но результат такой, какой есть, – говорит Абул Кекильбаев.

Для здоровой конкуренции на рынке бюджетных перевозок нужен сильный игрок. Мы попросили эксперта рассказать, какова расстановка сил сегодня в отрасли.

– Если посмотреть, как поделен рынок, то на внутреннем рынке у «Fly Arystan» – 37 процентов, плюс 30 процентов у «Air Asana», это уже 67 процентов рынка. Посмотрим, сколько достается остальным игрокам: у «Scat» 29 процентов, а у «Qazaq Air», о котором сегодня так много говорится, всего четыре. Известно, что «Scat» в основном работает в международном направлении по чартерным программам, компания старается не рисковать и заранее распродает туристическим компаниям билеты, таким образом нивелируя риски, – информирует эксперт.  

Для того чтобы реально понять, кто хозяин на рынке, Абул Кекильбаев предлагает взглянуть на то, как поделен маршрут Алматы – Астана, обслуживающий полтора миллиона пассажиров. И там становится очевидно, что доминирует главный перевозчик. Ни «Scat», ни «Qazaq Air» после прихода вьетнамского инвестора не создадут столь необходимую конкуренцию.